До участков, расположенных в Больших Хуторах и Абрау-Дюрсо, уборочная страда доберется уже через несколько дней. В какие приметы, связанные с началом уборки, свято верят виноградари? Каким будет урожай, который выращен вопреки капризам погоды? Кто и как его будет убирать? Что в планах у «колхозников» – так сами себя называют работники ООО «Абрау-Дюрсо», сельхозподразделения Группы компаний «Абрау-Дюрсо»? Об этом и многом другом наш разговор с руководителем этого подразделения Андреем Ермаковым.

– После рекордного за всю 150-летнюю историю «Абрау-Дюрсо» урожая 2019 года, честно говоря, многие ждали повторения результата. Но небывалая засуха – по словам сотрудников Новороссийского музея-заповедника, такой не было уже 24 года – наверное, виды на урожай изменила?

– Этот год отличается от двух предыдущих не только засухой. Весной было прохладно, особенно по ночам, и цветение началось позже, потом засушливое лето. Созревать виноград тоже стал позже. В 2018 году мы начали уборку 6 августа, в прошлом году – 9 августа, в этом, думаю, начнем 18, 19, 20 августа. Урожай будет меньше, чем в прошлом году, но по качеству очень хорош. Кроме того, в этом году было меньше вредителей, а значит, меньше обработок.

– А кто должен сказать точно: 18-го, 19-го или 20-го начинаем резать?

– Еженедельно, по понедельникам и четвергам, со всех участков отбираются пробы, которые сдают в лабораторию для анализа и определения зрелости винограда, советуемся с виноделами. Вместе определяем не только сроки уборки, но и очередность участков. Ведь они в нашем хозяйстве расположены в разных местах, и на них по-разному воздействуют солнце, ветер, близость моря и многие другие факторы. К примеру, из года в год самыми первыми мы убираем участки с сортом «шардоне» в Больших Хуторах. Это практически равнинные участки, и там виноград готов к уборке чуть раньше.

– Непосвященным кажется, что начало уборки – это всегда какое-то священнодействие, обязательные ритуалы и так далее. С началом сбора ягоды действительно ведь связано много традиций и даже суеверий?

– Да, у нас есть свои традиции. Мы никогда не начинаем уборку 13-го числа. И никогда не начинаем ее в понедельник. А если 13-е число приходится на вторник, то, соответственно, приступим к работе только в среду. А когда первый трактор с урожаем приходит уже на завод, его по традиции встречают всем трудовым коллективом. Это настоящий праздник.

И еще одно правило – перед началом мы обязательно даем людям два выходных, чтобы хорошо отдохнули. Дело здесь не только в отдыхе, важно настроиться на уборку, потому что и для винограда, и для виноградаря это – экстремальная ситуация. Очень важно, с каким настроем виноградарь приступает к работе, ведь его настроение передается ягоде. Виноградник – это живой организм, который откликается на отношение к нему людей.

Эти приметы в Абрау-Дюрсо живут очень давно. У нас 39-й сезон работает бригадиром Ольга Владимировна Шумнова, и вот она говорит, что, сколько работает, всегда это соблюдалось, даже в советские времена. И мы эти традиции уважаем и чтим.

– Это, понятно, лирика. Мы все понимаем, какой это тяжелый труд – вручную собрать урожай с сотен гектаров! Насколько высокой должна быть организация процесса, от которого во многом зависит успех всего большого организма — Группы компаний «Абрау-Дюрсо»…

– Во время уборки день год кормит! Нужно максимально сконцентрироваться, ведь каждый день задержки – это наши потери. Поэтому работа начинается в 5.30 утра. Конечно, у нас много техники, но, хочу обратить особое внимание, уборка производится вручную. Это наша «фишка». Настоящее классическое выдержанное вино «Абрау-Дюрсо» производится из винограда, выращенного здесь же и собранного руками.

Хотя ручной труд мы стараемся, где это возможно, заменять машинами. Знаете, мне как-то даже не по себе было, когда я узнал, что эти бесконечные междурядья раньше не трактором пахали, а перекапывали лопатами. И это наш тяжелый скалистый грунт! Сколько же труда было вложено. Я с огромным уважением отношусь к этим труженикам.

А после оккупации, когда к виноградникам два года никто не прикасался, сколько сил было вложено в их восстановление! И потом, в 80-е, когда прошла реконструкция и высадка новых виноградников. В те годы 7 тысяч тонн с гектара получить – это было чудом. За это давали Героя соцтруда. А сейчас уже маловато. Я надеюсь, что и наш рекорд 2019 года для кого-то когда-то станет средним показателем.

– А вы сами сможете встать с секатором в ряд? Какую выработку дадите?

– Конечно, встану, я все работы на виноградниках умею делать. Два-три дня работы – и втянусь, хотя, думаю, больше 320, ну, 350 килограммов в смену не дам. А рекорд для наших работников — тонна в день! Я тяжелой физической работы не боюсь: начинал в Волгограде с должности помощника сварщика судостроительного завода, таскал листы металла, работал кувалдой.

– Вы сколько лет профессионально занимаетесь виноградниками «Абрау-Дюрсо»?

– В Абрау-Дюрсо я с 2011 года, а на виноградниках  – 5 лет. Шестой сезон. Я недавно поймал себя на мысли, что начал считать стаж не годами, а сезонами уборки, как все виноградари. Любого нашего бригадира спроси, сколько лет он работает на предприятии, он прищурится, вспоминая, и скажет, допустим: «15-й сезон».

– Раньше был опыт работы в сельском хозяйстве?

– После армии – я служил во внутренних войсках – работал в милиции в Волгограде. Параллельно учился в юридическом институте. После 14 лет службы в управлении внутренних дел работал в агрохолдинге, руководил многопрофильным хозяйством, несколько предприятий пришлось выводить из состояния банкротства, много строили, восстанавливали.

Когда агрохолдинг распродали по частям, я остался без работы и стал рассылать резюме. Отправил в том числе и в Абрау-Дюрсо. Меня пригласили на собеседование к Борису Юрьевичу Титову. В итоге мне предложили возглавить коммунальную структуру Группы компаний — «Абрау-Дюрсо Коммунальные системы». За 3,5 года наше подразделение сделало очень много в селе – отремонтированы десятки километров водопровода, насосные станции, накопители, пожарные гидранты… В 2015 году этот комплекс коммунального хозяйства был передан в собственность городу. После этого я начал работу руководителем ООО «Абрау-Дюрсо», в ведении которого находятся виноградники. Это было новое для меня дело, но сейчас я уже уверен, что мое.

– За это время на виноградниках «Абрау-Дюрсо» было сделано очень много. Например, раскорчевано около 200 гектаров старых виноградников. Не жалко было?

– Конечно, жалко. Они еще плодоносили, хотя их возраст был 28-32 года, но были изрежены более чем на 50 процентов и давали меньше 2 тонн винограда с гектара. Это – показатели для списания, которое нам утвердил и краевой профильный департамент. Средний возраст рабочей лозы считается 25 лет, хотя у нас есть два участка, где лозе уже 32 года, и изреженность тоже есть, но урожаи хорошие – до 8 тонн с гектара. И мы их не трогаем. Жалко, но после раскорчевки начинается новая жизнь, новые посадки.

Сейчас в Абрау-Дюрсо и Больших Хуторах мы уже заняли всю землю, пригодную для виноградников. На следующий год, возможно, раскорчуем для новых посадок чуть больше 30 га старых виноградников. Это последний наш резерв. За пять лет мы увеличили посадки с 470 до 800 гектаров.

Но это, понятно, не вся работа. Она ведется комплексно – за пять лет мы провели информатизацию хозяйства, построили склады, мастерские для спецоборудования, для ремонта и содержания техники, обновили тракторный парк и парк подвесного оборудования. Все работает не хуже, чем на виноградниках Европы. У иностранцев раньше было немного высокомерное отношение к нам. Но когда сегодня они приезжают в Абрау-Дюрсо и видят, как и на какой технике мы работаем, они начинают общаться по-другому.

– Несколько лет назад предприятие приобрело земли под Анапой. Отличаются подходы к работе на виноградниках, к винограду у нас и на плантациях хутора Просторного?

 – Да, были приобретены земли в Анапе, запущенные земли, на которых мы все начали с нуля. И решили: будем делать все, как в Абрау. Это касается не только схемы и технологии высадки молодых виноградников. Было построено целое обособленное подразделение с ангарами, холодильником для хранения саженцев, собственной системой энерго- и водоснабжения, парком техники с прицепными механизмами.

Сейчас там работает коллектив — около 100 человек. И в этом году на участках хутора Просторного будет собран первый урожай винограда. А на будущий год планируем на этих равнинных участках с длинными рядами площадью более 300 га начать машинную уборку. Современный комбайн уже заказан в Европе.

 Думаем, что первый урожай там будет не очень большим. Самое активное плодоношение у виноградной лозы начинается с 7-8 лет и продолжается до 16 лет. То есть, понимаете, кто сегодня сажает лозу – делает работу для потомков.

 – Кем вы себя сегодня ощущаете? Администра-тором, организатором, сельхозработником?

 – Я не считаю себя суперменеджером. Успех есть, да, но это заслуга всего коллектива, тех, кто работает на земле. Кроме того, без той финансовой поддержки, которую оказывает Группа компаний, вряд ли это было бы возможно. В первую очередь, я сельхозработник. И жизнь свою уже измеряю сезонами, у меня все завязано на это и складывается в зависимости от сезона – посадка, уход, уборка… Скучать некогда. И уставать – тоже!