Этого очень ждали и прихожане, и священники. Как пережил карантин Храм Святой Ксении Петербургской в Абрау-Дюрсо? Когда можно будет услышать на богослужении праздничный хор? Об этом и многом другом разговор с настоятелем храма, протоиреем Сергием Кулаковым.

фото Анатолия Позднякова

Ксения Петербургская — одна из самых любимых русских святых. Икона ее — не редкость в православном доме. А на могилке блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге всегда многолюдно. День памяти  святой — 6 февраля и 6 июня.

Помогает святая в самом насущном. Блаженной Ксении молятся об укреплении тех, кто сомневается в вере, умягчении сердец спорщиков, улаживании семейных конфликтов, прощении и избежании обид, помощи обрести ребенка, выносить и родить малыша, излечении тяжелых болезней, поиске второй половинки, даровании семейного счастья, поиске работы и бытовых нуждах, даровании жилища.

– Отец Сергий, время карантина далось непросто многим прихожанам. А при обсуждении ситуации мелькали даже предложения проводить исповеди онлайн. Такое действительно возможно?

– Считаю, об этом не может быть и речи. Конечно, было бы очень удобно, не выходя из дома онлайн исповедаться, а то и причаститься. Но попробуйте онлайн позавтракать или пообедать – не получится, организм будет возмущаться, требовать поесть физически. Так и здесь, исповедь – таинство, в котором принимает участие сам Господь и человек лично, без посредника (экрана гаджета), священник лишь свидетель этого таинства. И любая профанация – будь то онлайн или еще что-нибудь – является кощунством. По телефону можно поговорить по душам, но таинство совершается лично и никак иначе.

– Но вы же использовали эти месяцы возможности работы в Сети?

 – Да, конечно. Для прихожан была создана группа в «Вотсапе», в которой обсуждались насущные духовные вопросы. Но это вынужденно. Пора уже выходить из Сети. Мы все-таки люди, а не машины, нам нужно общение. Привычка общаться только удаленно выхолащивает в человеке человеческое начало. Разобщенность делает нас слабыми и уязвимыми.

Во время карантина многое мы вынуждены были приостановить, например, роспись храма из-за нехватки средств, работу воскресной школы, воскресные беседы для прихожан по изучению Евангелия. Но не прекращалась социальная работа – помощь малоимущим, многодетным семьям.

– А когда можно будет услышать на богослужении праздничный хор?

– Праздничный хор в связи с карантином и нехваткой средств пребывает в вынужденном отпуске. Но планируется его участие в богослужениях с осени. Дело в том, что в состав хора входят помимо «постоянных» певчих еще и студенты музыкального колледжа. Выпускники колледжа покидают коллектив, на их смену приходят новички, которые сталкиваются с трудностью освоения сложного и незнакомого музыкального материала, звучащего к тому же на неведомом для них церковнославянском языке. Это вынужденно создает текучесть кадрового состава. В этом году и моя дочь Елизавета, она регент хора, закончила Новороссийский музыкальный колледж и, возможно, будет продолжать образование. Если заочно, то нам повезет, а если очно, то для хора возникнет еще одна проблема.

– Основные прихожане вашей церкви – жители сел Абрау-Дюрсо, Больших Хуторов, хутора Дюрсо. Любят к вам приезжать и из города. Но Абрау-Дюрсо – туристический центр, а храм – одна из его достопримечательностей. Завод, фонтан, церковь и так далее. Такой ряд выстраивается. Как относиться к туристам, которые в Храм Ксении Блаженной едут отметиться, на экскурсию?

– Как правило, если человек специально едет в храм, то не для того, чтобы «отметиться» или «на экскурсию», а чтобы удовлетворить свою духовную потребность, чтобы поговорить с Богом, помолиться. К нам приезжают люди из других регионов, в том числе бывают и отдыхающие. К заядлым туристам, «захожанам», как их ласково называют, для которых церковь «и так далее», надо всегда проявлять терпение, снисхождение, обязательно объяснять непонятное.

  В наш южный регион приезжают многие отдохнуть на море, покупаться, позагорать. Но оторвавшие себя от моря, тем не менее, приходя в церковь, понимают, что «пляжный» вид в святом месте недопустим. Надевают предложенную им при входе в храм одежду, платочки. Душа даже невоцерковленного человека поддается внушениям совести – голосу Бога в человеке – и чувствует, что она – христианка.

– Зачем люди издалека приходят в этот храм?

– Посетить храм Ксении блаженной – это большая радость, потому что это великая святая. Не все могут приехать в часовню на Смоленское кладбище в Санкт-Петербург, тем более – летом. А проблем в наше непростое время у каждого очень много, много боли у людей, которых греховная жизнь волочит по земле, нанося ссадины и раны. Люди приезжают помолиться Ксенюшке, а некоторые оставляют свои просьбы и молитвы в записочках под иконой, как в те советские времена, когда часовня на Смоленке была закрыта для посещения. У нас в киот с храмовой иконой вложена частица надгробия с могилки Ксении блаженной. Эта частичка была вложена 10 лет назад при освящении нашего храма.

– Вот расскажите про те времена, как вы попали в Абрау-Дюрсо, как обживались…

– Начну совсем сначала. Можно сказать, что в церковь меня привела музыка. В 4 года я уже точно знал, что буду музыкантом. Начало было обычное: музыкальная школа, Ставропольское музыкальное училище, Ростовская консерватория. Будучи студентом, пел в храме. Потом стал задумываться, читать, молиться. Окончил регентское отделение при Санкт-Петербургской Духовной академии, затем Духовную семинарию в Костроме. После рукоположения служил в Кропоткине, Тихорецке, получил благословение владыки Исидора строить храм в Абрау-Дюрсо. Это было 20 лет назад…

Сначала службы совершались во временном храме – подвальном помещении здания администрации. На строящемся храме люди собирались по выходным, многие вложили в основание храма частичку сердца и души. Из-за нехватки средств строили хозспособом. Потом откликнулся и завод «Абрау-Дюрсо». Руководство завода относилось к строительству храма по-разному. Среди руководителей были и православные, и сочувствующие, и наоборот. Многое было пережито. С Юлией Викторовной Пархоменко, нынешним исполнительным директором ЗАО «Абрау-Дюрсо», у нас сложились хорошие, конструктивные отношения. Борис Юрьевич Титов с пониманием относится к проблемам храма — неоднократно ремонтировался фасад храма, в прошлом году смонтирована система принудительной вентиляции.

Есть уже и устоявшиеся традиции. Одна из них – молебен и освящение праздничной трапезы для работников завода и приглашенных в праздник Святой Пасхи. В этот день прямо перед зданием завода устанавливаются столы с продуктами. Кульминацией мероприятия является окропление святой водой праздничной трапезы и всех вкушающих ее. Ранее совершались молебны на виноградниках перед сбором урожая, в цехах завода — после сбора, в День молодого вина. Эту традицию, очень важную и нужную не только для тружеников завода, но и всех жителей села хотелось бы продолжить.

Елена Калашникова