Хранитель, оберегая эти реликвии, сохраняет и эти человеческие истории, соединяет прошлое с настоящим и даже будущим. Хранитель обеспечивает связь поколений

Фото Анатолия ПОЗДНЯКОВА

Елена Петрова – хранитель музейных фондов Абрау-Дюрсо. Но ее рабочие дни далеко не всегда проходят в тишине архивов. Она еще и действующий экскурсовод «Центра туризма Абрау-Дюрсо». И если научная и исследовательская деятельность в карантин не прекращалась и на удаленной работе, то по посетителям Елена Васильевна, как и другие экскурсоводы «Центра туризма», успела соскучиться. Так и кажется в тишине кабинета в здании конца XIX века во внутреннем дворике исторического комплекса, что за дверью уже собираются люди на экскурсию, шумят в ожидании встречи с чем-то новым и удивительным…

У Петровой биография, которая как будто специально написана для академического образа хранителя архива исторического места. О себе ей говорить непривычно, ее профессия – говорить о других, а рассказать есть что. Ее предки по маминой линии – чехи – переселились и обосновались в районе Новороссийска в 70-х годах XIX века. 

– Я родилась в Абрау-Дюрсо, училась в нашей сельской школе, здесь вышла замуж. Все как у всех. Когда на экскурсиях говорю, что вся моя жизнь прошла в Абрау-Дюрсо, это вызывает неподдельный восторг – все сразу начинают говорить, как у нас красиво! Если честно, за повседневными заботами местные не всегда обращают на это внимание.

Образование Елена получила экономическое, но довольно быстро поняла, что это не ее. Во всем был «виноват» музей Абрау-Дюрсо.

– Наш музей – дегустационный зал был открыт еще в 1974 году, – рассказывает Елена Петрова. – Моя мама Эмилия Михайловна начала тут работать, я часто к ней приходила: мне было очень интересно. Особенно нравился наш знаменитый макет завода с тоннелями, который сейчас мы показываем в начале экскурсии. Тогда же я  познакомилась с удивительным человеком – Эдуардом Яковлевичем Клоцем.  Он бывший главный винодел «Абрау-Дюрсо», работал  в команде Фролова-Багреева. Он много лет возглавлял производство, в 1937 году его направили на Новосветский завод восстанавливать производство шампанского. О нем у меня сохранились самые теплые воспоминания как о человеке невероятной доброты, умном, интеллигентном. Он был  создателем нашего первого музея – дегустационного зала.

Фото Анатолия ПОЗДНЯКОВА

В 1988 году я пришла работать в музей, постепенно начала  проводить экскурсии.  Директором музея был Николай Васильевич Субботин – ветеран войны, участник сражений на Малой Земле. Он стал моим учителем в профессии экскурсовода. 

Ряд реорганизаций, смена собственника, создание «Центра туризма Абрау-Дюрсо» привели к тому, что на базе музея, где когда-то работали всего 5 человек, был создан большой экскурсионный отдел. В 2006 году главой винного дома «Абрау-Дюрсо» стал Борис Юрьевич Титов, и работа по сохранению исторического наследия, повышению статуса этого удивительного предприятия вышла на новый уровень.

– Очень благодарна Борису Юрьевичу за то, что он предоставил мне такую возможность – быть частью профессиональной команды. Что мне это дало? – размышляет Елена Васильевна. – Во-первых, самореализацию, это – мое. Во-вторых,  это удивительная возможность знакомиться с прекрасными людьми – политиками, бизнесменами, артистами, которые приходят к нам на экскурсии.  Иногда в составе групп, которые Борис Юрьевич ведет сам. Я ему тогда в шутку говорю: «Не отбирайте мой хлеб!» Он ведет свои экскурсии вдохновенно и с потрясающим, присущим ему, тонким чувством юмора, приятно его слушать.

Работа в новом качестве архивариуса фондов Абрау-Дюрсо в начале 2000-х началась с разбора и систематизации документов, которых в музее был просто склад. Это была сложная, долгая и кропотливая работа. Потом начались поиски материалов о заводе в архивах города и края, составление каталогов, организация выставок не только в Новороссийске, но и в Москве, издание книг о легендах и тайнах Абрау-Дюрсо. Чисто профессиональная черта – Елена Васильевна сегодня по почерку документа, не глядя на подпись, может определить, кем бумага была написана. Ну, и как Отче наш, хоть среди ночи, назовет любую дату, начиная от времен удельного имения, советского времени до цифр рекордного урожая винограда в году 2019.

Конечно, восстановление и сохранение полуторавековой истории – это большой коллективный труд не только местных историков. Для этих целей был создан Фонд «Наследие Абрау-Дюрсо», который основал и долгое время, до самой смерти возглавлял Юрий Борисович Титов, отец Бориса Юрьевича Титова. Именно благодаря усилиям Юрия Борисовича и директора программ Фонда Анны Юрьевны Левычкиной удалось проделать такую колоссальную работу по сохранению уникальной истории Абрау-Дюрсо, найти потомков Виктора Дравиньи, подлинные документы и артефакты. На сегодня Фондом изданы уже 2 тома «Летописи Абрау-Дюрсо», детально охватывающие период от основания хозяйства до 1920 года. Кстати, пока шла подготовка к изданию, материала по этому периоду накопилось еще на пару томов. И мы продолжаем свою работу.

– Мы по крупицам складываем этот удивительный пазл. Вот, к примеру, в прошлом году в новороссийских архивах совершенно неожиданно нашла этикетки 30-х годов прошлого века. Мы даже не знали, что такие были. Такой трепет охватил!

– Есть документ, который вы мечтаете найти?

– Есть. Документ о нашей достопримечательности, нашем символе – фонтане с обезьянкой, установленном во внутреннем дворике. Его оригинал был уничтожен в годы войны. Это копия, восстановленная в 2008 году московским скульптором Андреем Асерьянцем по редчайшей фотографии 30-х годов прошлого века. По отзывам старожилов, фонтан с обезьянкой, обнимающей открытую бутылку шампанского, работал уже в начале XX века. Есть версия, что обезьянка принадлежала князю Голицыну, основателю винодельческого хозяйства «Абрау-Дюрсо». Но ни одной строчки, ни одного документа ни об обезьянке, ни о строительстве фонтана мы пока не нашли.

– Существуют и другие белые пятна в истории Абрау-Дюрсо?

– Да. Сейчас мы плотно занимаемся периодом 20-50-х годов прошлого века: очень много неизведанного, многие цифры не сходятся. Сложность еще и в том, что документы городского архива 20-30-х годов, довоенного периода, во время эвакуации были частично утеряны.

– Это время хорошо помнят старожилы Абрау-Дюрсо, Больших Хуторов. У многих, наверное, сохранились семейные фотографии. Но обычно люди не готовы  принести их в музей: считают это неважным и только семейным делом…

 – Согласна, поэтому хочу через газету обратиться к нашим ветеранам, их семьям с просьбой поделиться такими документами, фотографиями, интересными фактами о жизни завода. Эти материалы будут бережно скопированы и возвращены хозяевам с нашей большой благодарностью.

– Вот представьте, что вам довелось задать вопрос Виктору Дравиньи, легендарному шампанисту «Абрау-Дюрсо». О чем бы спросили?

– Наверное, о технологии, о том, как это было раньше, о нюансах. Наши экскурсоводы очень подробно изучают технологию производства. Часто экскурсии проводит сам главный винодел Жорж Бланк. Все должны знать, как делают вино, чем отличается одно от другого, что в нем должно быть, а чего – нет. Но об этом нужно рассказать не сухими фактами, а так, чтобы человек вышел с экскурсии и сказал: как здорово! Чтобы у него настроение улучшилось. А главное, чтобы ему захотелось вернуться в Абрау-Дюрсо
еще.

– Мне кажется, сюда возвращаются, чтобы еще раз прикоснуться к легенде: в Абрау-Дюрсо куда ни пойдешь – везде что-то легендарное. А сегодня легенды создаются?

 – Прямо на наших глазах. На берегу озера у амфитеатра стоит скульптура Леониду Утесову из «Веселых ребят». Новейшая легенда: если потереть ботинок и загадать желание – оно сбудется. Ботинок уже отполирован!

 – В год музейный комплекс посещают до 300 тысяч туристов. Каков сегодняшний турист? Что больше интересует, какие вопросы задают люди на экскурсиях?

– Сегодняшний наш гость желает за меньшее время получить больше информации, даже, скорее, больше эмоций, чем информации. Вопросы разные, иногда бывают очень интересные и глубокие, на которые хочется давать самые полные ответы, но приходится себя останавливать, потому что у экскурсионных групп все по расписанию, жесткий тайминг.

Я избегаю варианта проведения экскурсий – «посмотрите направо, посмотрите налево». Сегодня важно встретить человека и понять, что ему интересно, и вести рассказ, опираясь на его вопросы. Важно быть хорошим собеседником, быть в курсе того, что происходит в нашей отрасли, следить за трендами, за новинками. К тому же 150-летний юбилей, который мы отмечаем в этом году, обязывает. Всегда нужно быть в тонусе, и нам есть к чему стремиться.