И каждый раз виноградари и виноделы с честью преодолевали испытания

                Первая мировая

НАИВЫСШИЙ взлет в годы существования царского удельного имения «Абрау-Дюрсо» связан с его «французским» периодом, когда главным виноделом-шампанистом «Абрау-Дюрсо» стал Виктор Дравиньи. При нем хозяйство становится поставщиком вин императорского двора, российское шампанское выходит на заграничный рынок. Но из-за начала Первой мировой войны и призыва иностранных специалистов на родину, во французскую армию, на долгое время была отложена идея создания здесь мирового центра винодельческого искусства.

После личной просьбы императора Николая II к президенту Франции на короткое время Дравиньи удалось вернуться в Абрау. Он успел немало сделать для развития производства шампанского. Но, увы, весной 1919-го, после революционных и последующих за ними событий, по настоянию французского консула он окончательно покинул Абрау-Дюрсо.

Покидая Россию, французские специалисты увезли с собой многие секреты изготовления волшебного напитка. Но оставались местные виноделы, готовые сделать шампанское не хуже, чем французы.

              Вино нужно любой власти

В 1917 ГОДУ для имения «Абрау-Дюрсо», как и для всей страны, началась эпоха перемен.

В ноябре власть в стране перешла в руки большевиков. Руководителем хозяйства был назначен винодел Эдуард Ведель. В этот неспокойный период винные подвалы хозяйства охраняли вооруженные рабочие.

А уже в феврале 1918 года в национальном имении «Абрау-Дюрсо» начала свою деятельность Черноморско-Кубанская опытная станция по виноградарству и виноделию.

Новую власть очень интересовала продукция «Абрау-Дюрсо» – вино и спирт отсюда поставлялись в том числе штабу Черноморской Красной армии, для больничных нужд, для аптек кораблей Черноморского флота.

Однако для работы хозяйству позарез нужны были деньги. Их поиски завершились тем, что в апреле 1918 года по заданию Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Новороссийское отделение госбанка открыло «народному достоянию Черноморской Республики» под залог вина, шампанского и коньячного спирта счет на 5 млн рублей на 9 месяцев под 6 процентов годовых. Однако большевики пользовались этим счетом для самых разнообразных надобностей, зачастую совершенно не относившихся к нуждам хозяйства.

Процесс ремюажа игристого вина. Тоннели. Фото начала XX века.

Летом 1918-го возник вопрос об эвакуации содержимого подвалов имения, так как на Новороссийск начала наступление армия генерала Деникина. Но Дравиньи и его коллеги убедили большевиков, что вывозить продукцию «Абрау-Дюрсо» нецелесообразно: для этого нужны специальные условия, иначе она пропадет. А это грозит прекращением производства на долгие годы.

Как только Новороссийск в августе 1918-го заняли белогвардейцы, имение перешло под контроль Добровольческой армии. Осенью Абрау-Дюрсо даже посетили члены царской фамилии, ждавшие в Анапе эвакуацию на Запад.

Для управления винодельческим хозяйством был создан Комитет внутреннего распорядка, который снова возглавил Ведель. При содействии патриотически настроенных рабочих он сумел сохранить от разграбления ценнейшие виноматериалы и более 1 млн бутылок тиражированного шампанского.

Открытая переливка вина для насыщения его кислородом. Со свечой в руке — Виктор Дравиньи. Фото начала XX века.

Но очередная смена власти не принесла виноделам серьезного облегчения: средств для развития было мало, а вино требовалось всем. Так, для встречи союзников было отпущено 80 бутылок шампанского и 160 бутылок столового вина, Кубанскому войсковому правительству — 200 бутылок шампанского и 750 бутылок столового вина. Событий, которые требовалось обмыть благородными напитками, было не счесть, хотя их выпуск был минимальным.

            Рождение «Советского шампанского»

ТРИ ГОДА – с 1917-го по 1919-й – тираж шампанского не производился, а выпуск был совсем небольшим. Но в эти годы не прекращался выпуск марочных вин.

Весной 1920-го в Новороссийске окончательно установилась Советская власть, и имение перешло под контроль нового государства. К тому времени здесь трудилось более 600 человек.

Власти сумели по достоинству оценить потенциал производства шампанского и в том же году основали совхоз «Абрау-Дюрсо». Его возглавили опытный практик Эдуард Ведель и теоретик промышленного производства шампанского Антон Фролов-Багреев.

Несколько лет напряженного труда потребовалось на то, чтобы преодолеть кризис, при котором виноградная лоза сажалась при одной власти, а ее плоды в виде вина или шампанского появлялись уже при другой.

При Советской власти совхозные дела не просто пошли в гору. Здесь была создана отечественная школа шампанистов. В 1928 году была выпущена первая партия шампанского на основе резервуарного метода производства игристых вин, разработанного Фроловым-Багреевым.

В 1936-м был образован фонд выдержанных и коллекционных вин, которые хранились в подвалах Абрау. Фролова-Багреева назначили главным шампанистом СССР.

В том же, 1936 году, всего через год после отмены в стране карточной системы, Иосиф Сталин провозгласил шампанское «признаком материального благополучия и зажиточности». При личном участии Сталина было принято постановление «О производстве «Советского шампанского». По замыслу, власть должна была показать миру, что советский трудящийся живет не хуже аристократов прошлого. Превратить «шампанскую мечту» в реальность мог как раз метод Фролова-Багреева.

Именно в это время шампанское в СССР стало неотъемлемым атрибутом всех крупных советских праздников.

Участок дегоржажа (удаление осадка). Фото 1950-х годов

               Тяжелые годы оккупации

НАИБОЛЬШЕМУ разрушению Абрау-Дюрсо и его знаменитый завод были подвергнуты во время оккупации села в годы Великой Отечественной войны.

До оккупации в Абрау-Дюрсо проживало около 5 тысяч человек. При немцах осталось менее 2 тысяч, из них на заводе и в совхозе работали 800 человек. Люди трудились по 10 часов в день. Оплата производилась в первые два месяца натурой: женщинам выдавалось по четыре бутылки шампанского, мужчинам – по шесть бутылок. Затем перешли на оплату деньгами и продуктами — 5-6 рублей и 400 граммов хлеба в день.

При отступлении Красной армии осенью 1942 года в тоннелях завода «Абрау-Дюрсо» хранилось 3,9 миллиона бутылок шампанского кюве. Фашисты забрали большую часть заводской продукции. Но добраться до 400 тысяч бутылок, оказавшихся за завалами взорванных винных подвалов при отступлении наших войск, так и не смогли. Как бы в отместку немцы подготовили к вывозу с завода бродильные чаны, винные бочки в разобранном виде, 150 тысяч порожних бутылок. Отступая, фашисты разрушили двухэтажный детский сад-ясли, здания управления, гостиницы, летний и зимний театры, больницу, школы. Завод уничтожили полностью со всеми помещениями, оборудованием и бочкотарой. В Борисовке расстреляли 30 заводчан вместе с детьми и женами.

Абрау-Дюрсо освободили 20 сентября 1943 года, а уже 21 сентября на работу на завод вышли 120 человек, в совхоз – 180. Груз восстановления хозяйства, как и во всей стране, лег в основном на женские плечи.

Восстановленный и реконструированный завод в 1960 году выпускал почти 1,8 миллиона бутылок в год.

Несломленные виноградники

В МАЕ 1985 года как гром среди ясного неба прозвучало Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», принятое по инициативе генсека Горбачева. По воле партии и правительства площади виноградников в Абрау-Дюрсо за какие-то 10 лет уменьшились почти в два раза. Сколько же было пролито пота виноградарями, когда пришло время исправлять ошибки «борцов за трезвость» и восстанавливать посадки!

Еще одним таким ударом по хозяйству стал смерч, который пронесся над окрестностями Новороссийска в августе 2002 года. Последовавшее за этим наводнение практически смыло лозу с ряда уникальных участков. После этой трагедии производство шампанского могло быть полностью остановлено.

Традиции производства шампанского «Абрау-Дюрсо» стали возрождаться в середине первого десятилетия XXI века после глубоких экономических и организационных реформ.

Много было сделано за последние 15 лет. И вот результат – в 2019 году в «Абрау-Дюрсо» был собран самый большой за всю историю хозяйства урожай – 10,5 тонны ягоды с гектара.

                 И коронавирус переживем!

ОПЫТ «Абрау-Дюрсо» показывает, что существуют различные способы выхода из непростых и кризисных ситуаций. Но все они так или иначе связаны с желанием людей, работающих здесь, трудиться на совесть, с любовью и заботой об общем деле, с преданностью традициям русского виноделия.

И сегодня, в жестких условиях карантинного режима, на предприятиях Группы компаний «Абрау-Дюрсо» идут уходные работы на виноградниках, работают цеха завода игристых вин, гостиницы и кафе проводят ремонты и готовят новые программы для встречи гостей. А значит, быть урожаю янтарной ягоды, быть игристому вину и туристическому сезону!

Евгений ЛАПИН

Елена КАЛАШНИКОВА.