«НР» уже рассказывал историю обнаруженного на глубине 12 метров под Дюрсо самолета Ил-2. Его удалось найти действующему военному летчику Владимиру (фамилию военного указать не можем). Летчик, увлекающийся дайвингом, два года искал под водой сбитый самолет, кропотливо исследуя метр за метром. И усилия не пропали даром.

Осенью прошлого года Ил-2 удалось обнаружить. И благодаря профессиональным водолазам и поисковикам узнать, что за штурвалом самолета в тот день был Николай Пысин и стрелок экипажа – Яков Приймак.

21 сентября 1943 года они выполняли штурмовой удар по противнику в порту Тамань. И попали под обстрел зенитной артиллерии в районе Анапы. Самолет приводнился и затонул. Николаю удалось выжить и добраться до своих. Впоследствии он стал Героем Советского Союза, и его боевой путь был поистине славным. Яков же после этого боя не вернулся в свою часть – погиб еще в полете. Считался до этого времени пропавшим без вести. Благодаря нашим энтузиастам пробел в истории ликвидирован. И теперь память о героях войны будет увековечена.

Без пафоса

Ранним утром 7 мая водолазы Новороссийского подводно-технического отряда загружали на небольшой катер «Черномор» снаряжение. День выдался спокойным, хоть и пасмурным.

— Есть небольшой ветер, но для нас некритично, до места дойдем без проблем, — деловито пояснял помощник капитана Витя с колоритной внешностью боцмана времен Джека Лондона. Рыжая борода, крепкое телосложение, выверенные движения и немногословность парня как бы говорили, что даже если и будут проблемы, он с ними справится.

До места, где затонул самолет, ходу 3 часа. Небольшая качка переносилась легко. К команде водолазов присоединился и летчик Владимир, давший импульс развитию этой истории. Он заказал мемориальную табличку, которую водолазы собирались установить на самолет.

Текст сформулировали совместно с поисковиками и водолазами. На табличке указан номер самолета, дата выпуска, краткая история и имена Николая Пысина и Якова Приймака. «Вечная память героям авиаторам Великой Отечественной Войны» — высечено большими буквами на памятном знаке.

— Сегодня мы ставим финальную точку в этой истории, — поясняет летчик по дороге к заданной точке на морской карте. — Когда я нашел самолет, то и предположить не мог, что свою помощь предложат ребята из водолазного отряда, что с выяснением информации помогут поисковики – эта история привлекла неравнодушных людей, объединила нас. И в итоге совместных усилий мы пришли к сегодняшнему результату.

Всех людей, собравшихся в этот день на катере, объединяет одно очень важное, на мой взгляд, качество. Они хотят знать свою историю. Так руководитель отряда водолазов Роман Айвазов одновременно является и руководителем Центра морских исследований Русского географического общества. Для него эта не первая исследовательская операция. И не последняя. Впереди еще немало планов по исследованию морского дна.

Ребята из отряда водолазов тоже постепенно приобщились к этому движению, в свободное от работы время помогают в подобных поисках. Например, в этой конкретной истории им пришлось не раз опускаться на дно, чтобы откопать самолет от ила и камней, узнать номер двигателя и потом по нему выяснить все историю штурмовика. Все это делается без пафоса и афиширования, за свой счет. Просто потому, что есть четкое понятие, что они обязаны нашим дедам миром над головой. И это их вклад в сохранение памяти о народном подвиге. Для кого-то это банальные слова, которые мы слышим на памятные даты, а для них – дело чести и жизни.

На месте все работы происходят слаженно и четко. Первоначально водолаз Вячеслав Коршунов спускается один. Ему нужно найти точное место расположения самолета и установить там маркерный буй для других. После этого спускаются летчик Владимир и Роман Айвазов с мемориальной табличкой в руках. Их задача – прикрепить памятный знак на винт самолета. Минут через 20 все готово. Под воду спускается оставшаяся часть команды, которая делает фото на фоне своеобразного подводного мемориала с флагами отряда и Русского географического общества.

Теперь это первый официальный подводный мемориал в Новороссийске. Обычно мемориальные таблички устанавливают на затонувшие корабли или подводные лодки. Впервые она появилась на самолете. В Черном море затонувших боевых летающих машин немало. Какие-то уже подняты на поверхность и отреставрированы, какие-то навечно остались лежать под толщей воды.

Наш ИЛ-2, к сожалению, поднимать и делать музейным экспонатом не будут. Не нашлись заинтересованные люди, готовые профинансировать эти дорогостоящие работы. Но в любом случае подводный мемориал смогут посетить дайверы, которых в Новороссийске в курортный сезон появляется немало. Каждый проплывающий мимо сможет узнать, что за самолет лежит на дне, кто на нем летал.

— Еще одно белое пятно на карте истории исчезло, — заключает Владимир. – Младший сержант Яков Приймак считался без вести пропавшим, теперь мы знаем место его гибели. Усилия не прошли даром.

Впереди у Владимира и Романа Айвазова немало планов по исследованию морского дна. Пока они о них не распространяются. Как люди дела считают, что говорить о своей работе СМИ нужно тогда, когда она уже начата.