С помощью новороссийских водолазов удалось установить, кто был за штурвалом самолета Ил-2, затонувшего во время ожесточенных боев под Новороссийском.

Летчик затонувшего под Новороссийском штурмовика спасся

Узнать имя удалось благодаря энтузиастам

Больше месяца ушло на выяснение имен тех, кто был за штурвалом военного штурмовика Ил-2 в тот день, когда боевая машина пошла ко дну. Мы рассказывали об этой истории в публикации «Под Новороссийском на дне моря нашли самолет Ил-2 времен войны».

Началось все с того, что действующий военный летчик Владимир (фамилию назвать не можем), услышав от местных историю о сбитом во время боев под Новороссийском самолете, решил его найти. Сам он увлекается дайвингом, поэтому подполковник в течение двух лет исследовал дно в районе предполагаемой гибели боевой машины. И кропотливая работа была вознаграждена!

Поначалу Владимир пытался сам откопать двигатель самолета, чтобы по его номеру узнать историю штурмовика. Но понял, что нужна помощь профессионалов, так как Ил-2 был перевернут — добраться до номера самому не представлялось возможным.

На просьбу о помощи откликнулись профессиональные водолазы с Новороссийского подводно-технического отряда. И началась работа по откапыванию двигателя самолета, который лежал на глубине 12 метров. Возглавляет команду водолазов руководитель Центра морских исследований Русского географического общества и водолазный специалист Роман Айвазов.

— Пришлось выезжать несколько раз на место, чтобы найти именно тот номер, по которому можно было определить, что это за самолет и имя человека, летавшего на нем, — пояснил Роман Айвазов. — В ход пошло грунторазмывочное оборудование, эжекторы, помпы. Приходилось работать лопатой и руками: изначально самолет был завален камнями, которые приходилось растаскивать вручную. Сложность была и в том, что самолет перевернут, а нужный номер расположен сверху на двигателе.

В итоге у водолазов все получилось — номер двигателя был на руках. И тут на помощь пришли два специалиста из поискового отряда «Кубанский плацдарм» Сергей Соловьев и Евгений Порфирьев. Они предложили свою помощь сразу, как только прочитали в Интернете о том, что энтузиасты пытаются приоткрыть завесу истории и узнать, что же за самолет покоится на дне моря.

Как оказалось, за штурвалом в этот день находился Николай Васильевич Пысин. На тот момент старшему лейтенанту было 26 лет.

Стал Героем Советского Союза

Как рассказывает нам страница в «Википедии», Николай Пысин стал впоследствии Героем Советского Союза. На фронтах Великой Отечественной войны лейтенант был с августа 1943 года в должности командира звена 1-й эскадрильи 8-го гвардейского штурмового авиационного полка 11-й штурмовой авиационной дивизии ВВС Черноморского флота. Воевал на штурмовике Ил-2. Боевое крещение принял в битве за Кавказ в небе над Кубанью. Уже к 20 сентября 1943 года Николай Васильевич совершил 19 боевых вылетов, в том числе 6 ночных. Они были направлены на уничтожение плавсредств противника в Керченском проливе и портах Таманского полуострова, на штурмовку укрепленных позиций на линии обороны «Готенкопф» и переднего края на подступах к Новороссийску и Анапе.

И дважды терял в боях свой штурмовик. Первый раз при атаке на порт Темрюк его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией неприятеля. Николай Васильевич с трудом посадил самолет на воду недалеко от берега и до темноты прятался в плавнях. Ночью по болотам он вышел на линию фронта. Здесь обессилевшего летчика подобрали советские пехотинцы, которые доставили его в санчасть. На следующий день Николай Васильевич уже вновь был за штурвалом самолета.

Второй раз это произошло во время боев за Новороссийск. В одном из них штурмовик Пысина вновь был сбит, и Николаю Васильевичу пришлось прыгать с парашютом, но, едва вернувшись в часть, он вновь вылетел на боевое задание.

Скорее всего, именно этот самолет и лежит в окрестностях Новороссийска. В этом бою погиб стрелок экипажа — младший сержант Яков Андреевич Приймак. Ему было всего 23 года.

А Николай Пысин продолжил воевать. С конца октября 1943 года участвовал в боях за освобождение Крыма. Будучи ведущим групп Ил-2, атаковал плавсредства противника на морских коммуникациях и в портах Камыш-Бурун, Феодосия, Киик-Атлама, Алушта и Судак, прикрывал десант в районе Эльтигена, поддерживал наступление войск Отдельной Приморской армии в ходе Крымской операции, участвовал в освобождении Керчи и Феодосии. Николай Васильевич одним из первых в полку освоил метод топмачтового бомбометания и активно учил этому летный состав своей эскадрильи. За короткое время эффективность боевой работы эскадрильи существенно возросла.

Один из примечательных боев произошел в декабре 43 года. Ил-2 под командованием Николая Васильевича штурмовали колонну немецких танков и пехоты, следовавшую к Эльтигену, одновременно отбивая атаки четырех истребителей Ме-109. Гвардейцы Пысина уничтожили 2 танка и более 70 немецких солдат и без потерь вернулись на базу.

На счету командира было немало громких побед — рассказать обо всем не хватит места в газете. Всего к 29 апреля 1944 года 2-я эскадрилья Пысина произвела 254 боевых вылета, в ходе которых было уничтожено 5 быстроходных десантных барж, 2 торпедных катера, 4 танка, 12 автомашин с пехотой и грузами, 8 полевых орудий и до 600 вражеских солдат и офицеров.

Один из самых памятных вылетов Николай Васильевич совершил 30 апреля 1944 года. По сведениям разведки, в этот день под прикрытием тумана из Казачьей бухты вышел большой караван десантных барж с войсками. Несколько групп штурмовиков были направлены на его уничтожение, но из-за плохой погоды и низкой облачности только группе Пысина удалось выйти на цель. В результате атаки четверки Пысина прямым попаданием была уничтожена одна баржа, и еще два плавсредства получили серьезные повреждения.

После этого эскадрилья гвардии старшего лейтенанта Пысина не раз отличилась во время боев за город Севастополь и в ликвидации остатков немецко-фашистских войск на мысе Херсонес.

В итоге в 1944 году гвардии старший лейтенант Пысин был представлен к званию Героя Советского Союза.

В феврале 45-го самолет летчика был сбит в районе станции Падоне. Пысин пытался совершить вынужденную посадку, но от жесткого удара о землю сдетонировали авиабомбы, и его выбросило из самолета. Сильно контуженного летчика подобрали немецкие солдаты. Единственное, что успел сделать Николай Васильевич до пленения, — это оторвать Звезду Героя от плашки и сунуть ее в рот. Два с небольшим месяца Пысин находился в плену и все это время прятал награду в ротовой полости.

После окончания Великой Отечественной войны Николай Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в Гражданском воздушном флоте во Внуково. Летал на самолетах Ил-14, Ил-18 и Ту-114. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года. Похоронен на Донском кладбище столицы.

Что будет с самолетом?

Не правда ли, друзья, мороз по коже идет от того, какие подвиги приходилось совершать нашим предкам в той страшной войне? Даже на примере одного человека, чья судьба соприкоснулась с нашим городом, становится понятно: эту страшную войну нельзя забыть. Память о ней должна передаваться от поколения к поколению.

Пока еще судьба самолета не определена. Технические возможности наших водолазных специалистов позволяют раскопать Ил-2, перевернуть и поднять на поверхность.

Но такие работы стоят немалых средств, и при этом сам штурмовик после поднятия будет нуждаться в немедленной реставрации. Иначе за считаные дни он превратится в груду ржавого металла.

Сейчас же энтузиасты все делают за свой счет, считая, что таким образом отдают дань памяти всем, кто сбросил фашизм с нашей земли.

И, на мой взгляд, даже то, что новороссийцам удалось узнать имена двух бесстрашных людей, которые отвоевывали нашу землю, — уже бесценный вклад в великое дело сохранения памяти. Но хотелось бы надеяться, что найдутся люди, которые профинансируют работы по поднятию и реставрации самолета. Ведь его история трогает за самое сердце.

Фото Анатолия Позднякова.