С помощью новороссийских водолазов удалось установить, кто был за штурвалом самолета Ил-2, затонувшего во время ожесточенных боев под Новороссийском.
Узнать имя удалось благодаря энтузиастам
Больше месяца ушло на выяснение имен тех, кто был за штурвалом военного штурмовика Ил-2 в тот день, когда боевая машина пошла ко дну. Мы рассказывали об этой истории в публикации «Под Новороссийском на дне моря нашли самолет Ил-2 времен войны».
Началось все с того, что действующий военный летчик Владимир (фамилию назвать не можем), услышав от местных историю о сбитом во время боев под Новороссийском самолете, решил его найти. Сам он увлекается дайвингом, поэтому подполковник в течение двух лет исследовал дно в районе предполагаемой гибели боевой машины. И кропотливая работа была вознаграждена!
Поначалу Владимир пытался сам откопать двигатель самолета, чтобы по его номеру узнать историю штурмовика. Но понял, что нужна помощь профессионалов, так как Ил-2 был перевернут — добраться до номера самому не представлялось возможным.
На просьбу о помощи откликнулись профессиональные водолазы с Новороссийского подводно-технического отряда. И началась работа по откапыванию двигателя самолета, который лежал на глубине 12 метров. Возглавляет команду водолазов руководитель Центра морских исследований Русского географического общества и водолазный специалист Роман Айвазов.
— Пришлось выезжать несколько раз на место, чтобы найти именно тот номер, по которому можно было определить, что это за самолет и имя человека, летавшего на нем, — пояснил Роман Айвазов. — В ход пошло грунторазмывочное оборудование, эжекторы, помпы. Приходилось работать лопатой и руками: изначально самолет был завален камнями, которые приходилось растаскивать вручную. Сложность была и в том, что самолет перевернут, а нужный номер расположен сверху на двигателе.
В итоге у водолазов все получилось — номер двигателя был на руках. И тут на помощь пришли два специалиста из поискового отряда «Кубанский плацдарм» Сергей Соловьев и Евгений Порфирьев. Они предложили свою помощь сразу, как только прочитали в Интернете о том, что энтузиасты пытаются приоткрыть завесу истории и узнать, что же за самолет покоится на дне моря.
Как оказалось, за штурвалом в этот день находился Николай Васильевич Пысин. На тот момент старшему лейтенанту было 26 лет.
Стал Героем Советского Союза
Как рассказывает нам страница в «Википедии», Николай Пысин стал впоследствии Героем Советского Союза. На фронтах Великой Отечественной войны лейтенант был с августа 1943 года в должности командира звена
И дважды терял в боях свой штурмовик. Первый раз при атаке на порт Темрюк его Ил-2 был подбит зенитной артиллерией неприятеля. Николай Васильевич с трудом посадил самолет на воду недалеко от берега и до темноты прятался в плавнях. Ночью по болотам он вышел на линию фронта. Здесь обессилевшего летчика подобрали советские пехотинцы, которые доставили его в санчасть. На следующий день Николай Васильевич уже вновь был за штурвалом самолета.
Второй раз это произошло во время боев за Новороссийск. В одном из них штурмовик Пысина вновь был сбит, и Николаю Васильевичу пришлось прыгать с парашютом, но, едва вернувшись в часть, он вновь вылетел на боевое задание.
Скорее всего, именно этот самолет и лежит в окрестностях Новороссийска. В этом бою погиб стрелок экипажа — младший сержант Яков Андреевич Приймак. Ему было всего 23 года.
А Николай Пысин продолжил воевать. С конца октября 1943 года участвовал в боях за освобождение Крыма. Будучи ведущим групп Ил-2, атаковал плавсредства противника на морских коммуникациях и в портах Камыш-Бурун, Феодосия, Киик-Атлама, Алушта и Судак, прикрывал десант в районе Эльтигена, поддерживал наступление войск Отдельной Приморской армии в ходе Крымской операции, участвовал в освобождении Керчи и Феодосии. Николай Васильевич одним из первых в полку освоил метод топмачтового бомбометания и активно учил этому летный состав своей эскадрильи. За короткое время эффективность боевой работы эскадрильи существенно возросла.
Один из примечательных боев произошел в декабре 43 года. Ил-2 под командованием Николая Васильевича штурмовали колонну немецких танков и пехоты, следовавшую к Эльтигену, одновременно отбивая атаки четырех истребителей Ме-109. Гвардейцы Пысина уничтожили 2 танка и более 70 немецких солдат и без потерь вернулись на базу.
На счету командира было немало громких побед — рассказать обо всем не хватит места в газете. Всего к 29 апреля 1944 года
Один из самых памятных вылетов Николай Васильевич совершил 30 апреля 1944 года. По сведениям разведки, в этот день под прикрытием тумана из Казачьей бухты вышел большой караван десантных барж с войсками. Несколько групп штурмовиков были направлены на его уничтожение, но из-за плохой погоды и низкой облачности только группе Пысина удалось выйти на цель. В результате атаки четверки Пысина прямым попаданием была уничтожена одна баржа, и еще два плавсредства получили серьезные повреждения.
После этого эскадрилья гвардии старшего лейтенанта Пысина не раз отличилась во время боев за город Севастополь и в ликвидации остатков немецко-фашистских войск на мысе Херсонес.
В итоге в 1944 году гвардии старший лейтенант Пысин был представлен к званию Героя Советского Союза.
В феврале
После окончания Великой Отечественной войны Николай Пысин оставался на военной службе до 1948 года. В запас он уволился в звании подполковника. Жил в Москве. Работал в Гражданском воздушном флоте во Внуково. Летал на самолетах Ил-14, Ил-18 и Ту-114. Скончался Николай Васильевич 28 октября 1975 года. Похоронен на Донском кладбище столицы.
Что будет с самолетом?
Не правда ли, друзья, мороз по коже идет от того, какие подвиги приходилось совершать нашим предкам в той страшной войне? Даже на примере одного человека, чья судьба соприкоснулась с нашим городом, становится понятно: эту страшную войну нельзя забыть. Память о ней должна передаваться от поколения к поколению.
Пока еще судьба самолета не определена. Технические возможности наших водолазных специалистов позволяют раскопать Ил-2, перевернуть и поднять на поверхность.
Но такие работы стоят немалых средств, и при этом сам штурмовик после поднятия будет нуждаться в немедленной реставрации. Иначе за считаные дни он превратится в груду ржавого металла.
Сейчас же энтузиасты все делают за свой счет, считая, что таким образом отдают дань памяти всем, кто сбросил фашизм с нашей земли.
И, на мой взгляд, даже то, что новороссийцам удалось узнать имена двух бесстрашных людей, которые отвоевывали нашу землю, — уже бесценный вклад в великое дело сохранения памяти. Но хотелось бы надеяться, что найдутся люди, которые профинансируют работы по поднятию и реставрации самолета. Ведь его история трогает за самое сердце.
Фото Анатолия Позднякова.