В одном случае – на почве конфликтов с родителями. Что касается неудавшихся попыток, когда подростков удалось допросить после приведения их в чувства после того, как они приняли таблетки, к списку причин добавились усталость от жизни, отсутствие смысла собственного существования.
Почему они уходят
Взрослые люди собрались в стенах редакции «Новороссийского рабочего», чтобы найти ответы на волнующие их вопросы. Половина тех, кто сделал непоправимое, – женского пола, другая – мужского. Шокирует возраст погибших: 11, 12, 14 и 15 лет! Возраст принимающих скорбные решения снизился, несколько лет назад это были подростки 15-16 лет.
Родительское сообщество Новороссийска взволновано случаями добровольного ухода детей из жизни и настаивает на обнародовании причин, толкнувших их на совершение страшного шага, а также предлагает своё участие в выработке алгоритма решения проблемы.
– Все дети, которые совершили непоправимое, из благополучных семей, они не состоят на учёте в полиции или в отделе по делам несовершеннолетних. Тихие, хорошие дети, – рассуждает начальник управления по делам несовершеннолетних Сабина Недзвецкая, с которой мы разбираем статистику.
Она уверена, что в первую очередь родителям нужно быть начеку, именно самые близкие взрослые должны почувствовать неладное и вовремя проговорить с ребёнком его проблему, отвлечь его от горестных мыслей, помочь найти смысл жизни.
Мама – лучший друг
Многодетная приёмная мама Надежда Строкач, вырастившая двоих своих и восемь приёмных детей, сказала, что она всегда внушала своим детям, особенно девочкам, мудрость о том, что лучший друг – мать.
– Девчонки мне верили и рассказывали и о своих радостях, и о горестях. Я всегда знала, что за мысли живут в их головках. Для меня доверие в семье – это самое главное условие.
Надежда вспомнила случай, когда одна из её дочерей пригрозила суицидом только потому, что её попросили помыть посуду. Опытная мать нашла слова, чтобы переключить дочь на позитивные мысли. А существующие в доме традиции помогают часто собирать детей за семейным столом, они не чувствуют себя отстранёнными от общих дел и проблем, находят своё место в их решении.
Гаджеты – это зло
Многодетная мама Юлия Мартынович уверена, что большие неприятности детям доставляют гаджеты, откуда идёт поток вредной информации. Она привела в пример историю своей семьи, как оттягивала момент, когда одной из дочерей придётся покупать телефон. Но всё же это время настало, средство связи пришло в жизнь девочки. Юлия говорит, что это сильно изменило подростка, ребёнок замкнулся, стал «жить в сетях» и даже снял с шеи крестик. Понадобилось много усилий, чтобы реальная жизнь с её радостями и заботами вытеснила из головы девочки виртуальную и искажённую картинку действительности.
Юлия Мартынович считает, что каждый маленький человек – это индивидуальность, к каждому нужен свой подход. Один ребёнок доверяет родителю все тайны и открыт к ежедневному общению, а другой – закрыт. И что творится в его голове – одному Богу известно.
– К одному ребёнку я нашла подход так, – делится опытом мама. – Мы регулярно посещали храм, ходили на исповедь к священнику. Ребёнок рассказывал о своих проблемах батюшке. И потом стал постепенно озвучивать свои переживания и мне. А вместе мы уже находили выход из сложной для него ситуации.
Любовь – первичная потребность
Школьный психолог Лина Ботнарюк, имеющая большой опыт работы с проблемными подростками, в том числе и с теми, кто планировал добровольный уход из жизни, сказала, что у таких детей, как правило, нет ощущения самоценности, они не представляют, что могут быть полезными, востребованными личностями, их никто в этом не убедил. Непоправимое, как правило, совершают тихие дети, из внешне благополучных семей, но где за закрытыми дверями дома царит насилие, правят бал жёсткие и авторитарные родители, где главенствуют строгость и властность.
– Любовь – это первичная потребность человека. Если ребёнок растёт в невыносимой обстановке, где нет места любви, но под страхом жестокого наказания нужно выполнять массу неинтересных ему занятий вроде посещения школы или уборки квартиры, то рождается когнитивный диссонанс – состояние психического дискомфорта. И как его высшее проявление – желание уйти из этого мира, – размышляет Лина Викторовна.
Психолог Ольга Аширова дополняет, что до суицидального настроения может довести депрессивное состояние.
– Ко мне приводят детей, у которых диагностируется депрессия, последствия её могут быть трагичны, – говорит Ольга Кимовна. – А причины депрессии могут быть в том, что родители отмахиваются от попыток детей рассказать им о проблеме. Им некогда слушать. А учителя не обязаны это делать.
Исповеди
Готовясь к круглому столу, корреспондент проинтервьюировала 13-летнего ученика школы, где за последние годы три воспитанника добровольно ушли из жизни. Не называю школу и не называю имени мальчика, дававшего интервью. Вот фрагмент его монолога, возможно, он натолкнёт родителей на нужные мысли.
«В нашем классе разговаривать про смерть модно. Несколько моих друзей часто говорят, что они хотят умереть и даже выбирают способ. Они все об этом прочитали в Интернете. Они заявляют это громко, во всеуслышание. Друзья начинают их жалеть и отговаривают. Я очень боюсь, что они это с собой сделают. Я не хочу, чтобы они умирали!».
А вот ещё одна история. Молодая женщина, сейчас она волонтёр, помогающий вынужденным переселенцам, поведала мне, что в детстве подвергалась физическому насилию со стороны старшего брата. Родители не вникали в её проблемы. От отчаяния она пыталась уйти из жизни восемь раз разными способами, ни один не подействовал. И слава Богу! Став взрослой, она простила брата и даже до сих пор с ним общается.
Её рассказ для меня, многодетной мамы, – мощный сигнал опасности, подстерегающей каждого родителя. Я не допускаю проявления физического насилия со стороны старших детей по отношению к младшим. Страшный опыт героини моего очерка всегда в моём сердце, спасибо ей за это.
Готовы действовать
Многодетный счастливый отец, как он представился, Денис Зеленков уверен: если семья сильна традициями, если дети в ней помнят своих предков, если им прививают правильные ценности, то они смогут справиться с любой трудной ситуацией.
– Почему современные дети такие? Почему из множества интересов превалируют потребительские? Почему их захватывает навязываемая социальными сетями тема смерти? Давайте мы, родители, будем противостоять этому – учить детей главному в жизни – любви, дружбе, радости от того, что ты что-то отдаёшь людям, а не ждёшь от папы и мамы вечного праздника по случаю покупки очередной модной вещи, – призвал участников дискуссии отец четверых детей.
Психолог Лина Ботнарюк сказала, что, к сожалению, сейчас в школах не учат, как быть матерью и хорошим мужем, отцом. Химию, может, после школы никто и не вспомнит, а матерью станет каждая женщина.
Юлия Мартынович поддержала коллегу. Многодетная мама рассказала, что она состоит в общероссийской ассоциации «Этикет и протокол». Члены этого сообщества давно предлагают ввести в школы России такой предмет, как этикет, который учит не только держать правильно вилку и нож, но и создавать и сохранять семейные традиции. Новороссийск мог бы стать экспериментальной площадкой – ввести в своих школах новый предмет.
Надежда Строкач поддержала коллегу, рассказав, что она и её единомышленники по родительскому сообществу подготовили курс лекций о материнстве и готовы выступать с ними в школах перед подростками. Возможно, с нового учебного года школы примут опытных матерей.
Сабина Недзвецкая сообщила, что сейчас специалисты разрабатывают алгоритм действий по выявлению суицидального поведения подростков. Важная роль в этом отводится родителям. Они должны определить круг интересов ребёнка и обеспечить детям стопроцентную занятость.
Участники круглого стола приняли решение собраться снова и пригласить ещё больше специалистов, которые могли бы научить родителей правильно вести себя с подростками, прививать им любовь к жизни.