Два года ушло у действующего военного летчика на поиски самолета, упавшего в море под Новороссийском во время ожесточенных боев времен войны.
История о сбитом самолете зацепила
О том, что под Новороссийском сбили самолет, военному летчику Владимиру (фамилию назвать не можем: военный находится под грифом секретности) рассказали местные жители. Он частенько приезжает на дайвинг, которым увлекается уже долгое время. Во время боя очевидцы видели, как самолет пошел ко дну. Эта история передавалась из уст в уста, да так и дошла до нашего времени. Новороссийцы показывали примерный район падения боевой машины.
Этот район летчик исследовал два года. Участок был разбит на небольшие квадраты, мужчина последовательно осматривал морское дно. И упорство было вознаграждено.
При детальном осмотре стало понятно, что самостоятельно произвести подводные работы практически невозможно. Самолет был перевернут, двигатель находится в грунте. А узнать, что это за самолет, к какой части был приписан, когда улетел и не вернулся и, самое главное, кто был за штурвалом, в данном случае можно только по номерам двигателя. Пришлось обратиться за помощью к профессиональным водолазам.
— Мы выехали на место и осмотрели самолет, — рассказывает руководитель Центра морских исследований Русского географического общества и водолаз-специалист Роман Айвазов. — Наши технические возможности позволяют раскопать Ил-2 и перевернуть. Если летчик, который был за штурвалом самолета, внутри, то мы сможем извлечь останки и передать для перезахоронения. Тем более впереди
Водолазы откапывают двигатель
На берегу свежо, дует легкий, почти незаметный ветерок. Сегодня море спокойное, поэтому водолазы отправились на место падения Ил-2. Зимой спокойным море бывает редко, нужно ловить момент. Температура воды +8 градусов, воздуха — холоднее, около 2 градусов тепла. Вчера так и вообще был мороз —6˚С.
Парни с шутками надевают гидрокостюмы. Эта профессиональная экипировка не пропускает воду. Однако все равно под него нужно надевать термобелье. Баллон с воздухом за спину, на пояс — свинцовый груз, на ноги — ласты, на голову — видеокамера. Экипировка весит в общей сложности около 20 кг. В воде, конечно, этот вес почти не ощущается.
— Работать под водой будем минут
— Сегодня мы будем пытаться раскопать двигатель, чтоб найти номер, — поясняет напарник Борис Братков перед погружением. Кстати, водолазы спускаются на глубину по двое, чтобы в случае возникновения опасности подстраховать друг друга. — Сложность в том, что номер расположен сверху на двигателе, а так как самолет перевернут, то нужно раскопать грунт под ним и постараться увидеть номер снизу.
— Как только определим номер двигателя, через пару дней будем знать историю самолета, — говорит Роман Айвазов. — После того, как в Интернете появилась новость о том, что найден Ил-2, на меня вышел человек, у которого есть база данных по всем самолетам Великой Отечественной войны, которые воевали на территории Краснодарского края. Вот так люди откликнулись и готовы помогать.
Номер нашли, но не тот
Ждем возвращения водолазов с моря. Мы на берегу уже промерзли до костей. Водолазы же после погружения выглядят бодро: сказывается опыт. В этот день на раскопках работали две бригады, и второй удалось увидеть номер и сфотографировать его.
— Шторма на самолет сильно не повлияли — корпус хорошо сохранился, — пояснил Роман Смирнов после выхода на берег. — Мы освободили от грунта редуктор и сам двигатель.
— Копать приходится лопатами?
— В ход идут грунторазмывочное оборудование, эжекторы, помпы. Бывает, конечно, и лопатой, и руками нужно покопать, изначально самолет был завален камнями, которые приходилось растаскивать вручную. В тот день работало одновременно на грунте четыре водолаза.
Второй бригаде удалось сфотографировать номер. Его сразу же переслали специалистам. Но к вечеру пришла информация, что это номер технологический. А значит, нужно продолжать работу.
Будет ли поднят самолет, вопрос пока открытый. Сделать это водолазам несложно. Такого опыта за плечами у наших спецов немало, необходимая техника имеется.
— Однако сейчас некому передать самолет, — объясняет Роман Айвазов. — А на поверхности ему сразу же потребуются антикоррозийная обработка и реставрация. Ведь за столько лет соль въелась в металл, и это усилит процесс окисления. Если все эти дорогостоящие работы не будут проведены сразу же после поднятия, то через неделю на берегу будет лежать груда металла.
По словам водолазов, в Широкой Балке, например, есть элементы фюзеляжа и остатки двигателя от немецкого самолета. Найти самолет целиком — большая удача, так как при падении и ударе о воду он разбивается.
Хотелось бы отметить, что все работы водолазы сейчас проводят за свой счет. Спонсоров у энтузиастов нет. Подводные работы — удовольствие недешевое, но вся команда считает, что восстановить историю этого самолета — их долг и дело чести.
Мы будем следить за развитием событий и, как только приоткроется завеса истории, сообщим, кто же был за штурвалом Ил-2.
Фото и видео Анатолия Позднякова.