Корреспондент «НР» навестила четвероногих «докторов» в спортивной школе «Пегас».
Когда мамы светятся от счастья
Алёнка заливисто смеётся и тянет руки к влажному носу кобылы Арьи. Лошадь утыкается в тёплую ладонь, фыркает и щекочет жёсткими волосками. Алёнка смеётся ещё заливистей, откидывает голову, вновь тянет свои руки к лошадиному носу, даёт слюнявить свои ладони и пальцы, облизывать шершавым языком. Девушка транслирует свой восторг окружающим, оборачивается, улыбается нам, машет призывно руками, чтобы мы так же, как и она, восхитились этой мощной кобылкой, которая выпрашивает у Алёнки резаную морковь и яблоки.
Невозможно не впечатлиться этой волной доброй энергии, которая идёт от Алёны Труфановой, девочки-инвалида, от её смеха, когда кобыла Арья старается порадовать Алёнушку за символическое вознаграждение.
Лилия, мама Алёнки, говорит, что она с дочерью здесь не первый раз. Девочка любит приезжать в конюшни спортивной школы «Пегас», что в станице Раевской, где развито одно из экзотических направлений в реабилитации инвалидов – иппотерапия. Нет, Алёнка, инвалид первой группы, имеющая ДЦП с рождения, на ноги из инвалидной коляски, как говорят врачи, не встанет. Но её настроение, её жизнь определённо меняются в лучшую строну, когда она общается с лошадьми.
Юлия Мартынович, мама 27-летнего инвалида Василия, сегодня привезла своего сына к лошадям впервые.
– Вася счастлив, ему нравятся лошадки, – улыбается женщина, подкатив коляску с сыном к тёплой морде Цимоны, кобылки тракененской породы. А лошадь пытается захватить горячими губами угощения, которые Юлия старается вложить в руки сыну.
Юлия светится от счастья. Ведь это высшая степень удовлетворения для матери – когда счастлив твой ребёнок. Тем более такой особенный, как Василий.
Юлия рассказывает мне, пока хлебосольный Вася кормит Цимону, что она и её сын пережили за два года, когда в мир пришла такая напасть, как ковид. Вася два раза переболел этой инфекцией, и настолько тяжело, что доктора уже готовили мать к самому худшему. Но Василий выжил. Более того, он прозрел, тогда как раньше был практическим слепым, у него прошли приступы эпилепсии, которых было до 60 в день.
И сегодня Вася заново знакомится с этим миром, который 26 лет он не видел своими глазами. Вот и сегодня Василий впервые в жизни видит лошадь. И эмоционально реагирует на это большое и сильное животное, восторгается его горячими губами и, главное, не боится его.
Валентина Котлярова подвозит на инвалидной коляске к лошадкам своего сына Александра. 28-летний мужчина сдержанно знакомится с животным. Он навсегда закован в своё тело – оказывается, такую разрушительную аллергическую реакцию дал один лишь лекарственный препарат, которым однажды укололи ребёнка. Сегодняшний визит Александра в спортивную школу «Пегас» – это просто спокойный отдых на свежем воздухе.
Что рассказала иппотерапевт
Я знакомлюсь с нашим экскурсоводом – инструктором-методистом отделения по адаптивной верховой езде спортивной школы «Пегас» Алёной Шелест. Она редкий в Новороссийске специалист – иппотерапевт, который лечит верховой ездой и общением с животными. Сегодня у Алёны Николаевны занимаются 55 инвалидов – дети с проблемами опорно-двигательного аппарата, глубокие неходячие инвалиды, «ментальники», аутисты, дети с задержками в развитии разной степени.
– Инвалидам с проблемами опорно-двигательного аппарата рекомендуется езда без седла. Это сродни прогревающему массажу, от животного идёт живительная энергия, которую получает больной ребёнок, – рассказывает Алёна Николаевна. – Дети-ментальники общаются с животными, их вдохновляет и реабилитирует эмоциональное восприятие окружающего.
С детьми, имеющими сложный и непонятный диагноз «аутизм», трудней. Они боятся крупных животных. Однако регулярные занятия с иппотерапевтом помогают таким детям справиться со страхами. Высшим результатом становится то, что ребята учатся ездить верхом и даже идут в конный спорт. Занимаются с лошадками даже дети с приступами эпилепсии. Сложно объяснить, как это работает, но приступы проходят или их становится значительно меньше.
– Все случаи с моими пациентами трогательные, – продолжает Алёна Шелест. – У каждого ребёнка есть видимые изменения в лучшую сторону после общения с лошадьми. Занимается у меня мальчик, который раньше даже не разговаривал. И он стал говорить после занятий иппотерапией. Более того, сейчас он участвует в специальной олимпиаде для инвалидов, он – полноценный спортсмен конного спорта.
Алёна Шелест уже вырастила несколько спортсменов, которые регулярно выезжают на разного уровня соревнования по адаптивному конному спорту. Детки занимают первые-вторые-третьи места.
Сюда хочется вернуться
Я не могу понять, как работает иппотерапия, и одна мама в этой компании поясняет мне, что это как эффект плацебо. Здесь просто нужно верить. И результат будет.
– Есть у нас такой пациент – Лёша, он глубокий инвалид, ребёнок во взрослом теле. Алексей очень любит рисовать. Так у нас он рисовал, сидя верхом на лошади в ходьбе, когда животное ведёт коновод. У Лёши получались потрясающие картины, – удивляет меня собеседница.
Иппотерапия помогла Алексею с координацией движения, развила моторику рук, настроила вестибулярный аппарат.
Наверное, читателям интересно узнать, какие именно лошади занимаются с детьми-инвалидами. Алёна Шелест пояснила, что в первую очередь это должна быть здоровая лошадь – не кривая, не косая, со спокойным выдержанным характером. В «Пегасе» на этом поприще трудятся лошади тракененской породы, русские тяжеловозы.
Необычные посетители конюшни ещё долго не могли распрощаться с животными. Сотни фантастических кадров остались в памяти мобильных телефонов. Абсолютно все участники экскурсии пообещали ещё раз приехать сюда с угощениями для лошадей. А кобыла Арья ещё долго смотрела вслед удаляющимся инвалидным коляскам.
А вы знали?
— Ещё Гиппократ в своих научных трудах отмечал, что верховая езда занимает первое место среди физических упражнений, и с её помощью можно не только лечить разные заболевания, но и предотвращать их.
— Иппотерапия позволяет человеку войти в механизм естественного движения. Это было доказано ещё в 1970-х годах, когда французские учёные решили провести эксперимент. Они посадили больного ребёнка на лошадь и отметили на его теле несколько контрольных точек. После того как ребёнок проехался на лошади, они увидели, что траектория этих точек абсолютно идентична траектории нормальной ходьбы здорового человека. То есть сложные трёхмерные движения, которые совершает лошадь, заставляют работать наше тело именно так, как это происходит, когда мы двигаемся.
— Для инвалидов очень важна имитация нормальной походки человека, и когда они едут на лошади, их тазобедренные суставы и нижние конечности практически полностью имитируют эти движения.
— Даже после получасовой прогулки верхом у больного существенно улучшается походка.
— У человека, сидящего на лошади, задействованы практически все группы мышц спины, туловища и конечностей, что способствует снижению спастичности мышц бедра и увеличению угла разведения ног в тазобедренных суставах.
Температура тела лошади на 1,5–2 градуса выше, чем у человека, и движения мышц спины движущегося животного разогревают и массажируют спастичные мышцы ног всадника, что улучшает кровообращение в нижних конечностях, органах малого таза и организме в целом. Улучшение кровотока обычно способствует притоку крови к мозгу.