Именно январские балы-маскарады широко освещались в местной новороссийской прессе, рассказал историк Сергей Новиков. Традиция зимних костюмированных вечеров с танцами существовала в высшем свете, гуляли обычно начиная с 25 декабря и заканчивая масленичными гуляниями. В обеих столицах знать тратила массу денег, чтобы удивить невиданными костюмами других участников балов. К балам готовились заранее, к ним организаторы привлекали известных художников и портных. Придумывали темы празднеств, связывали их с политическими, военными событиями, научными открытиями и техническими прорывами.
В историю моды вошёл бал, посвящённый 290-летию Дома Романовых, в котором участвовала вся знать во главе с монаршими персонами. Он состоялся в 1903 году. Тогда темой стала эпоха царя Алексея Михайловича. Все участники бала были одеты соответственно. Бал растянулся на два дня.
В Новороссийске балы-маскарады проходили провинциально. Хотя в самой молодой и самой маленькой российской губернии старались соответствовать столичным трендам. На балах точно так же, как и на столичных, придавалось значение костюмам. Первый бал 1913 года, который описан в прессе, проходил уже 1 января. «Пришли развлечься на этот раз даже очень солидные представители местного общества. Публика вела себя очень прилично», ‒ констатировал репортёр. Впрочем, о лучших костюмах было сказано немногое. «Наиболее интересной маской был некто в костюме принца времен Людовика XIV. Присутствовал также нелепый гермафродит», — цитирует местное издание Сергей Новиков.
27 января в общественном собрании состоялся очередной бал-маскарад. Масок оказалось больше прежнего, при этом жюри особо выделило Цветник, Лягушку и Дождь. Однако долго не могло определиться с выбором победителя.
«Наконец приз был присужден Цветнику», ‒ сообщила читателям редакция местной газеты. И с невинной иронией присовокупила к этому: «Хоть маска-цветник представляет из себя самый трафаретный костюм, так как в нём нет ничего оригинального, но и он не имел солидных конкурентов, имеющих какое-либо право на приз».
Как видим, умели в то время «приопустить» медийного персонажа изящно и безобидно, заметил Сергей Новиков…
Но не только балами-маскарадами радовал новороссийцев наступивший 1913 год. Горожане спешили на премьеры синематографа, в театр. Кстати, в эти дни в городе блистала настоящая звезда оперной сцены. Жителям выпала уникальная возможность попасть на концерт тенора императорского Мариинского театра Александра Давыдова. Он имел оглушительный успех не только в Санкт-Петербурге. В Париже Александр Давыдов собирал полные залы во время дягилевских «Русских сезонов». Разумеется, провинции певца принимали с гораздо большим восторгом!