В районе Новороссийска известны пять природных рощиц с пицундской сосной, которая занесена в Красные книги и охраняется государством. Две из этих природных локаций находятся в районе Широкой балки на южном склоне горы Амзай и на горе Колдун в Мысхако. Чуть ли не каждый год здесь случаются пожары по вине многочисленных туристов, которые любят стоять в лесу с палатками и разжигать костры.

Одна из больших локаций пицундской сосны находится на горе Колдун. Фото Вениамина Голубитченко.

Новороссийские экологи обследовали эти рощи с целью выяснить, как они восстанавливаются после пожарищ. В группе был и известный новороссийский ученый, член Русского географического общества Антон Попович, который много лет наблюдает за состоянием сосновых рощ со своими учениками.

— Первый серьёзный пожар на площади 6 гектаров на горе Амзай был в 1992 году, через пять-шесть лет последовал повторный, что усугубило ситуацию. Повторные пожары – это серьёзная проблема для восстановления лесов, проросшие семена сгорают. Что мы увидели в этом месте сейчас? На место пожарища поднялись можжевельники, но их немного, стоят они редко. Прирост сосны пицундской хороший, но новых всходов мало, они разреженные. Плохо восстанавливается и древесно-кустарниковая растительность. Усугубляет ситуацию то, что южный склон горы сухой, там низкая влажность, — рассказывает участник похода биолог и эколог Вениамин Голубитченко.

Удручающая ситуация на горе Колдун, где находится большая локация пицундской сосны, которая горит по вине туристов чуть ли не каждый год.

Следы страшных пожарищ на горе Колдун. Фото Анатолия Нечаева.

— Практически все сосны на южном и юго-западном склонах горы Колдун имеют следы пожарищ. Возобновление идет, но молодых всходов не так уж много, — констатирует Вениамин Голубитченко.

Известный турист Анатолий Нечаев провел экологов по любимым тропам.

С научным любопытством участники похода-экспедиции осмотрели участок на юго-западном склоне горы Колдун, распаханный в конце 80-х годов прошлого века под виноградник, который так и не был посажен. На этом участке не произошло восстановление привычной лесной растительности, проросла только трава. Можжевельников и сосен нет совсем. Можно сделать выводы, как на природу влияет деятельность человека.

Горельник на горе Амзай. Фото Вениамина Голубитченко.

— Почему нам так важны сосны? – отвечает на мой вопрос биолог. – Сосна — один из закрепителей горных склонов, она спасает их от разрушения, стабилизирует ландшафт. Известно даже школьнику, что сосны выделяют фитонциды. Сосновые боры – одни из лучших растительных сообществ для лечения людей с заболеваниями легочной системы.  Сосновые сообщества создают условия для создания санаторно-курортных объектов, оздоровительных маршрутов. В Новороссийске такие рощи находятся, кроме Широкой балки и Мысхако, в Южной Озереевке, в Сухой щели и в районе Шесхариса на мысе Пенай. Как видите, их немного, но очень важно их сохранить! — говорит биолог.  

Склон горы Колдун.

Я поинтересовалась, сколько лет потребуется, чтобы горельники заросли новым лесом. По самым грубым подсчетам, прикинул биолог, на это потребуется 120-150 лет, но при условии, что не будет новых пожаров, рубок и заболеваний леса.                

Вид с горы Колдун. Фото Вениамина Голубитченко.