Новороссийский муниципальный драматический театр им. В. Амербекяна привёз на фестиваль спектакль «Король Лир», который показал в ереванском театре им. А. Параняна.
Зрители долго кричали «Браво!», не желая отпускать наших актёров. Я смотрела спектакль в третий раз и не ожидала от себя, что на глазах выступят слёзы. Настолько пронзительно, на одном нерве, на одном дыхании прошёл этот показ. Свет, тени, музыка, актёрское мастерство, невероятная завораживающая пластика исполнителей — всё было органично, и аплодисменты стали … нет, не точкой в конце этого действия, а многоточием, началом глубоких размышлений зрителей.
«Король Лир», поставленный НМДТ им В. Амербекяна режиссёром из Армении Каро Баляном, — это не только свежее прочтение вечных тем, это современные формы подачи классического материала. Трагедия Шекспира разворачивается в нескольких уровнях: яма (дно), где кипят самые низменные инстинкты, потусторонний или оборотный мир теней, где более выпукло обозначается внутреннее «я» каждого действующего лица. И тот ярус, что находится в центре, — это далеко не золотая середина, здесь всё неоднозначно. Тем для размышлений довольно много. И наши актёры смогли всё это ярко передать.
Напомним читателям, что на недавнем Международном фестивале «Театральная гавань», проходившем в Новороссийске, именно королю Лиру — Евгению Кушпелю — была отдана награда за лучшее исполнение главной роли. В Ереване театралы тоже были покорены его игрой и мастерством наших актёров — Виктории Десятовой, Елены Вербицкой, Дианы Сковрунской, Максима Казакова, Олега Моисеева, Евгения Архипова, Евгения Кушпеля-младшего, Дмитрия Федотова, Вячеслава Сизикова, Вячеслава Милентьева, Алексея Травкина.
— Актёры харизматичные, режиссёрское решение оригинальное, спасибо вам, что приехали, — поделилась мнением журналист местного информационного агентства Анжела Амбарцумян.
Вечные темы, поднятые Шекспиром, как никогда актуальны сейчас. Брат поднимает руку на брата, дочери изгоняют отца.
— Сегодня никто не голодает, но люди одержимы алчностью, они неискренни, несвободны. И точный символ этих внутренних зажимов — металлическая клетка, которая всё время на сцене как отдельный персонаж, вокруг и внутри которой происходит всё действие,- комментирует известный обозреватель, автор театральной хроники Каринэ Бароян. — Именно на эти вещи хотел в своё время обратить внимание Шекспир, и именно на них делает акцент Каро Балян.
Эксперты подчеркивают, что к этому фестивалю наш театр шёл два года. Сначала руководство театра оценило уровень фестиваля, затем началась подготовка. Ведь «пропуском» на фестиваль является не просто пьеса, поставленная по Шекспиру. Отбор был тщательный. К слову, Россию представляли два театра: НМДТ и ТЮЗ из Санкт-Петербурга. «Король Лир» — новый уровень новороссийских актёров. Профессиональный рост НМДТ отмечают ведущие театральные критики и режиссёры с мировыми именами.
Директор фестиваля Каро Балян считает составляющими успеха нашего театра профессионализм всей команды и дружественную обстановку, которая царит в коллективе.
Фестиваль проходит в восьми театрах Еревана и в театре Гюмри. НМДТ давал «Короля Лира» и в Гюмри тоже. Играли в несколько ином составе (роли дочерей Лира исполняли Елена Кабанова, Екатерина Васечко и Алеся Гончарова-Еремицкая, сорвавшие шквал аплодисментов).
— В наше непростое время Музы могут сказать людям многое, — так говорили люди, посмотревшие спектакль Новороссийского театра. Выходили из зала с просветлёнными лицами. Разве этого мало?
Наша справка:
Всего на международном Шекспировском фестивале представлено 19 спектаклей из 11 стран, приехало более 250 гостей. Итальянцы привезли «Ромео и Джульетту» (потрясающий спектакль без слов: только хореография), грузинский театр — «Сонеты». «Гамлета» показывают два театра, и это очень разные спектакли. Все средства идут на благотворительные цели. НМДТ помогли с поездкой армянское культурно-просветительское общество «Луйс» и лично его председатель Владимир Мхитарян. Символично, что наш НМДТ с честью носит имя заслуженного работника культуры России Владимира Амербекяна , внёсшего неоценимый вклад в развитие театральной деятельности.