Это тревожное открытие сделали учёные-микробиологи, изучающие причины гибели дельфинов. Оказывается, братьев наших меньших сражает страшный вирус – морбилливирусная инфекция
Волонтёры вновь мобилизовались
Вот уже несколько лет наши читатели с тревогой, а кое-кто и со слезами на глазах, делятся информацией о выброшенных на берег мёртвых дельфинах. Весной этого года численность таких случаев выросла в разы. Строились самые различные гипотезы по поводу массовой гибели животных.
Волонтёры Центра помощи «Дельфа» вновь мобилизовались, чтобы помогать млекопитающим. Недавно в городе уже в третий раз прошёл масштабный тренинг, где добровольцев учили оказывать первую помощь Черноморским китообразным.
Подробности корреспондент «НР» узнала у волонтёра Центра «Дельфа» Ольги Важинской.
– Участникам тренинга показывали, как правильно ставить дельфинам инъекции, как правильно и безопасно взять анализы. Для этого использовался специальный, в натуральную величину, муляж дельфина. Оказывая помощь, важно понимать, с какой стороны подступиться к «пациенту». Со стороны мордочки нельзя: дельфин в стрессе может поранить зубами, со стороны хвоста тоже опасно.
В основном тренинг собрал постоянных волонтёров – тех, которые неоднократно бывали на выездах и участвовали в спасательных операциях. Но были и новички. Полученные навыки помогут добровольцам квалифицированно оказывать скорую помощь животным, – рассказала Ольга Важинская.
Специалисты на тренинге акцентировали внимание на том, что почти все обнаруженные особи больны, находятся в критическом и стрессовом состоянии, и волонтёрам приходится использовать медицинское оборудование для взятия анализов и оказания медицинской помощи прямо в воде. Поэтому навыки работы и техники безопасности должны быть отточены. Ведь волонтёрам довольно тяжело, в прямом смысле слова, удерживать дельфина, вес которого – около ста килограммов, и одновременно проводить ветеринарные, медицинские манипуляции.
С помощью спецаппаратуры прямо на месте осуществляется оперативный анализ крови и газов, оценивается состояние животного, образцы крови и биологических жидкостей каждого «пациента», образцы тканей для дополнительных лабораторных исследований, всё это направляется в Московскую ветеринарную академию им. Скрябина.
Волонтёры с сожалением констатировали, что сейчас в большинстве случаев их миссия сводится к тому, чтобы уменьшить страдания умирающих китообразных. Но есть, конечно, и случаи, когда дельфинов удавалось выходить. И это очень радует и мотивирует для дальнейшей работы.
Что касается массовой гибели дельфинов, то с апреля 2022 года на телефон горячей линии «Дельфа» ежедневно поступает до нескольких десятков сообщений об обнаружении павших и ещё живых пострадавших животных. При этом ещё живые дельфины лежат на мелководье или плавают вблизи берега, часто по кругу, заваливаются на бок, зависают на поверхности воды, тонут или с трудом пытаются удержаться на плаву.
С начала этого года на побережье Чёрного моря в нашем регионе зафиксировано на побережье более 600 мёртвых дельфинов. В Крыму и Абхазии – аналогичная ситуация. В июле количество павших стало уменьшаться.
По предварительным результатам научных исследований, причина активизации морбилливирусной инфекции, от которой они гибнут, – ослабление иммунитета животных, вызванное каким-то тотальным, пролонгированным токсичным поражением. Вирус этот ещё не особо изучен, и, на взгляд корреспондента, его нашествие, наверное, можно сравнить с ковидом. Ведь в самом начале пандемии люди тоже были растеряны и не понимали, что с ними происходит, как с этим бороться и как не заразиться.
Помимо морбилливирусной инфекции, дельфинов губят более изученные и давно известные токсоплазмоз и бруцеллёз, гельминтозы. Эти болезни опасны и для человека.
Вот почему хватать дельфинов голыми руками (как это часто позволяют себе купальщики), «целовать его в мордочку», делать селфи в обнимку – нельзя. Если же вы всё-таки трогали дельфина, то руки необходимо обработать антисептиком.
Очень важно: брать дельфина за плавник категорически воспрещается! Это самое чувствительные место – средоточие всех кровеносных сосудов. Дельфин испытывает боль оттого, что артерии «пережаты». Однако есть так называемые диванные «специалисты», которые считают, что знают всё о дельфинах, и нередко наносят животным непоправимый вред.
Спасают или топят?
Одна из читательниц «НР» рассказала, как в детстве, купаясь в море, заигралась с маленьким дельфинёнком. Женщина уверена, что дельфин сознательно увлекал её на глубину морскую. «До сих пор помню этот ужас, – поделилась она, – не знаю, как удалось спастись и всё же добраться до берега».
Так спасают дельфины людей или топят?
– Чаще спасают, – уверена Ольга Важинская. – Они выталкивают тонущих людей к берегу носом, а в случае с вашей читательницей могло быть и так, что дельфинёнок убегал от чересчур активной девочки, а она решила его догнать.
– Как волонтёры, спасающие дельфинов, относятся к дельфинариям?
– Это тюрьма для морских животных, пожизненное лишение свободы. Неволя. Дельфины фактически «сидят в камере» размером с небольшую кухню. Изредка их выпускают оттуда, чтобы они дали представление.
– А можно ли заразиться от дельфина в дельфинарии? Ведь дети любят погладить животных?
– Могу сказать только, что руки после общения с дельфином обрабатывать надо всегда. А уж целоваться с ним тем более не стоит.
– Как вы оцениваете дельфинотерапию?
– Она эффективно помогает и деткам с особенностями в развитии, и взрослым с различными физическими нарушениями. Но лишь в том случае, когда общение проходит в их естественной среде обитания и без принуждения. Особенно хорошо дельфины «лечат» ментальные расстройства, в том числе депрессию. Общаясь с ребёнком, дельфин очень хорошо понимает, что имеет дело с чужим детёнышем. Механизм этой помощи до конца не изучен, но эффект от занятий есть, и мы это видели лично. У центра «Дельфа» есть специальные программы по гармоничному общению с дельфинами в их природной среде. Проходят занятия в Имеретинском заливе, в Сочи.
– Ольга Амирхановна, а каким образом вы сами стали дельфиньим волонтёром?
– Несколько лет назад моя дочь Ангелина, тогда ещё семиклассница, увидела объявление о тренинге по спасению дельфинов, и мы вместе пошли на него. Так я, увлекшись энтузиазмом дочери, стала волонтёром и сейчас занимаюсь сборами и анализом информации по выбросам. А дочь решила связать своё будущее с наукой о жизни и здоровье и готовится к поступлению в вуз. Сейчас Ангелина учится в 11 классе школы №10 в профильном химико-биологическом классе.
Уметь разделить боль
– Ольга Амирхановна, вам лично приходилось спасать дельфина?
– В прошлом году в Широкой Балке («НР» писал об этой ситуации) вызволяли из рыбацкой сети детёныша дельфина. А мама малыша и другие дельфины находились рядом. Все животные остались живы и благополучно уплыли домой в море. Ещё мне приходилось оказывать животным так называемую «паллиативную» помощь. Поддерживать дельфина в воде, поставить обезболивающие, чтобы, умирая, он не так сильно мучился, не бился о камни, причиняя себе ещё большие страдания. Разделять с дельфином последние часы его жизни – очень тяжело психологически. В прошлом году у меня на руках умирала азовка. Это страшно, когда понимаешь, что уже ничем не можешь помочь. Было ощущение какого-то единения, кажется, мы вместе плакали. Очень долго потом приходила в себя. Дочь вместе с другими волонтёрами тоже прошла такое «боевое крещение», несмотря на все старания спасателей, дельфин умер у них на руках. Она тоже очень переживала, но, несмотря на всю тяжесть, не отступилась от своей миссии – помогать дельфинам.
Кстати, нередко к нам приходят записываться в волонтёры романтически настроенные личности, которые думают, что море и дельфины – это красиво, модно, не требует душевных и физических сил.
– Что вас удивило больше всего в поведении дельфинов?
– Сильнейший материнский инстинкт! Когда мы в Широкой Балке вызволяли малыша из сетей, мама-дельфиниха металась между нами, только что не умоляла человеческим языком не бросать в беде её ребёнка. В её глазах был настоящий ужас, когда мы ненадолго отлучились на берег. На тренинге ребята из Сочи показали невероятно трогательное и трагичное видео: мама-белобочка подталкивала своего мёртвого ребенка наверх, к воздуху, чтоб он вдохнул, не давая ему утонуть. Это продолжалось несколько суток.
Как помочь
«Рекордное количество выбросов китообразных в этом году – это тревожный звонок для всех. Дельфины, как высшие хищники, считаются индикатором состояния всей морской экосистемы. Чёрное море называют одним из самых загрязнённых в мире, черноморские китообразные подвержены целому комплексу негативных воздействий», – говорится на сайте «Дельфы».
Мы все знаем и понимаем, что главное – это профилактика. Это чистое, не токсичное море, это контроль за химикатами и сливами в воду, это снижение именно антропогенного, человеческого вреда – сетей, мусора, застроек, химикатов, вбросов биологических ядов. Но, к сожалению, АНО Центр спасения дельфинов «Дельфа», как правило, имеет дело уже с жертвами.
Поэтому очень важно! Обнаружили дельфина в беде или мёртвого – звоните на горячую линию «Дельфы» 8-938-888-1595 или по номеру «Безопасного города» – 112. Обязательно сделайте фото или видео, отметьте локацию. Это облегчит обнаружение животного и даст возможность специалистам оценить его состояние и разработать план помощи.