– Эдуард Рачикович, год назад «Черноморец» стал бронзовым призёром группы 1 второго дивизиона, сейчас команда финишировала на две строчки ниже. Вы довольны данным результатом?
– Конечно, мы не можем быть довольны результатом, потому что «Черноморец» должен быть выше, на самом верху. Это мы так хотим. Однако этот сезон получился для нас неоднозначным. Мало того, что команда, по сути, была новая и ей нужно было время, чтобы сыграться, так мы ещё получили два технических поражения на старте турнира из-за коронавируса. Учитывая эти обстоятельства, считаю, что результат можно признать удовлетворительным. Мы показывали хороший футбол, который нравился зрителям, а если брать весеннюю часть сезона, то команда стала второй по набранным очкам.
– И всё-таки, шанс завершить сезон на четвёртом месте у «Черноморца» был. Нет сожаления, что сами его упустили, сыграв вничью дома 2:2 с «Биологом»?
– Есть. Тому, что мы упустили победу в матче с «Биологом», есть причины. Всё-таки это была третья игра за шесть дней для нашей команды, в отличие от соперника. Конечно, обидно упускать победу, но это футбол.
– Насколько закономерно команды заняли итоговое положение в турнирной таблице?
– Я думаю, что мы должны были быть выше «Форте», а что касается первой тройки, то эти коллективы, по всем показателям, заслужили те места, на которых они оказались.
– «Черноморец» во второй части сезона проиграл только махачкалинскому «Динамо» и ростовскому СКА. Поражения получились разными и с разным счётом. Почему команда не смогла отобрать очки именно у первых двух клубов из турнирной таблицы?
– По игре мы не проиграли ни тем, ни другим. С «Динамо» где-то не повезло, где-то сыграл судейский момент. Мы сражались очень достойно, игра была равная, а при счёте 0:0 судья не увидел стопроцентный пенальти в ворота «Динамо». Они свой момент использовали. Вот и вся игра. Если бы назначили пенальти, думаю, мы бы этот матч не проиграли, а, скорее всего, и выиграли бы. В матче со СКА в первые 20 минут мы должны были забивать три гола, но не забили, а потом сказался уровень игроков соперника, которые свои моменты использовали. Повторю, по игре мы не уступили никому.
– Многие команды играли со СКА от обороны, «Черноморец» выбрал другую тактику. Вы сейчас не жалеете, что сыграли с серьёзным соперником в открытый футбол?
– Выбирая стратегию, мы хотим играть в атаку, играть в красивый футбол и забивать много голов. Поэтому я не жалею, что мы не сели в оборону. Я жалею, что мы не использовали свои моменты.
– Как удалось обыграть дома со счётом 3:1 такой сильный по составу коллектив, как песчанокопская «Чайка»?
– Да, состав у них действительно очень сильный. Я до сих пор считаю, что он был сильнейший в нашей группе, но в футболе такое бывает. В первом тайме у нас была какая-то нервозность, игра не очень получалась. К тому же дул ветер, не такой сильный, как на три дня раньше, когда отменили игру с «Дружбой», но всё-таки. Отмечу, что во многом удалось выиграть этот матч благодаря нашему вратарю Даниилу Фролкину, который спас команду в паре эпизодов и не позволил «Чайке» забить второй гол. На второй тайм мы вышли полностью заряженные на игру, уже адаптированные к погодным условиям. Стали более агрессивно играть в атаке, заработали пенальти. Многое поменяла в ходе игры красная карточка у соперника. Но, главное, в этой игре мы, а не соперники больше хотели выиграть.
– Все команды, которые вы возглавляли, славились крепкой обороной. В этом сезоне «Черноморец» пропустил больше обычного.
С чем это связано?
– Во-первых, наша линия обороны перед стартом второй части сезона претерпела изменения. У нас надолго вылетели из-за травм Влад Кириленко и Руслан Хагур. Это игроки основного состава. Во-вторых, мы стараемся больше играть в атаку, а это подразумевает под собой риск в обороне. Команда играет высоко, с подключениями защитников, поэтому есть вероятность прозевать контратаку. Но мы забили много голов, а значит, этот риск оправдан.
– Кого вы считаете лучшими в этом сезоне в составе «Черноморца»?
– На последней домашней игре болельщики общественной организации «Синий туман» вручили свой приз как лучшему игроку сезона Антону Антонову. Я с ними соглашусь, потому что именно весь сезон Антон провёл очень ярко. Хочу также отметить другого нашего флангового игрока – Никиту Панамарёва, воспитанника новороссийского футбола. Очень долго мы ждали его хорошей игры, верили в него, поддерживали. Он выдал очень хороший сезон, забил 14 голов, и все с игры. Ну и не могу не отметить трёх наших футболистов, которые вернулись в команду зимой. Это Вадим Аверкиев, Ризван Ахмедханов и, конечно, наша главная ударная сила в атаке – Иван Тимошенко, забивший 16 голов во второй части сезона. Вот эти пятеро футболистов были лучшими в составе нашей команды. А ещё хотел бы сказать про прогресс нашего молодого игрока Юрия Будагяна. Во второй части сезона он стал больше играть, зарабатывать место в основе.
– Кто ушёл из команды, с кем не стали продлевать контракт?
– Вернулся в «Чайку» из аренды вратарь Вадим Аверкиев. Закончился контракт у Ивана Тимошенко, и мы прекрасно понимали, что ему надо расти в профессиональном плане, второй дивизион он перерос. У него много предложений, и мы желаем ему только всего самого наилучшего. Есть ряд футболистов, с которыми мы не стали продлевать контракты по разным причинам. Скажу так: футболисты они хорошие, но под нашу философию игры не подходят. Это Илья Мамкин, Шамиль Муртузалиев, Виталий Артебякин, Бека Джанелидзе и Никита Чалый. Ведём переговоры с Ризваном Ахмедхановым и Магомедом Абакаровым о продлении контрактов.
– Расскажите о тех, кто остался в команде.
– У нас одиннадцать человек, с которыми подписаны контракты. Это вратарь Даниил Фролкин, вся линия обороны – Виктор Гараев, Игорь Курбанов, Алексей Гречкин, Владислав Кириленко, Руслан Хагур и Максим Крюков. Полузащитники Юрий Будагян, Никита Климов, Никита Панамарёв и Антон Антонов. При этом хочу сказать, что Антонова и Панамарёва на сегодняшний день очень хотят видеть у себя в составе другие клубы. Мы не собираемся вставлять палки в колёса футболистам, потому что там им предлагают раза в три больше, чем они получают у нас. Но и отдавать их бесплатно или за копейки мы не будем, у них действующие контракты. На данный момент ведутся переговоры.
– Какие позиции требуют усиления, учитывая ушедших и возможные переходы тех, кто на контракте?
– В меньшей степени мы смотрим игроков в линию обороны. Можно сказать, что вообще не ищем защитников. Меня там всё устраивает, ребята сыграны, те, кто болел, восстановятся, всё будет нормально. Нам нужен вратарь. Мы решили, что на вратарской позиции у нас должны быть игроки, которые не старше 2001 года рождения, так называемые лимитчики. Даниил Фролкин у нас как раз 2001 года рождения, и мы ищем ещё одного молодого голкипера. Плюс у нас есть свои молодые вратари из дубля, которые и в прошлом сезоне были в заявке команды и тренировались с нами. Ищем молодых футболистов в группу атаки, в центр полузащиты, на фланги. При условии, если уйдут Антонов и Панамарёв, будем искать им на замену игроков, которые смогут их достойно заменить.
– Как вообще обстоит ситуация с «лимитчиками» в команде сейчас? Присматриваетесь ли к кому-либо из дубля?
– Из тех, кто имеет контракты с клубом на данный момент, два человека подпадают под правило регламента о лимите. Это Даниил Фролкин и Юрий Будагян. Конечно, рассчитываем и на ребят из дубля, смотрим за ними. У нас в прошлом сезоне в официальных матчах уже выходили и Станислав Басыров, и Денис Зубенко. Тренировались с нами Владислав Харченко и Артём Арутюнян, вратари Максим Степанов и Артём Камынин. Все они в обойме команды, работают и имеют шансы заиграть при должном отношении к работе. Кроме того, на просмотре ряд футболистов из других команд. Смотрим, выбираем, сейчас будут контрольные матчи, в которых и предстоит увидеть, на кого можно положиться.
– Какие планы у команды на ближайшее время?
– Готовимся к новому сезону, смотрим игроков, для этого будем играть контрольные матчи. Пока нет понимания по составу нашей группы, но надеемся, что к концу месяца будем это знать – как и календарь и сроки начала нового турнира. Первый сбор продлится до 3 июля, а дальнейшие планы будут зависеть от даты первой официальной игры.