Общественный эколог Сергей Стряпухин, изучая проект будущей дороги для большегрузов, которая пройдёт вдоль рощи, увидел, что автотрасса захватывает 5 гектаров особо ценного участка – пойменного ясеневого леса, который богат краснокнижными растениями. На это новороссийские экологи обращали внимание ещё несколько лет назад, в самом начале обсуждения проекта этой дороги. Сейчас эта тема, благодаря Сергею, получила в буквальном смысле второе дыхание.

— Наша задача не допустить уничтожения пойменных ясеневых лесов. Это ключевой участок, если он погибнет, погибнет и вся роща. К тому же на этих 5 га произрастает 10 тысяч кустов краснокнижного белоцветника, — говорил Стряпухин на встрече с Андреем Кравченко. — Изначально площадь Цемесской рощи была 150 га, сегодня это уже только 121 га. Мы стали выяснять, как из рощи вывели особо ценный участок? Оказалось, что учёные аграрного университета, делавшие экспертизу проекта, заключили, что эти 5 гектаров – мёртвый лес. В этом году Сочинский национальный парк делал для нас заключение, и учёные признали этот участок леса живым! Мы написали письма в Генеральную прокуратуру, в экологический комитет при губернаторе Краснодарского края Вениамине Кондратьеве с просьбой не трогать этот ценный участок. Мы должны сохранить Цемесскую рощу для потомков! – завершил своё выступление Сергей Стряпухин.

За Цемесскую рощу вступился и руководитель комиссии охраны и изучения природных экосистем Западного Кавказа Новороссийского местного отделения РГО, кандидат биологических наук Антон Попович, подтвердив, что ясеневый лес абсолютно живой.

— Сейчас планируется строительство железной дороги парка Б, это значит, что загрязнение рощи со стороны промышленной зоны увеличится. Цемесская роща – это не только «лёгкие города», но и природный биофильтр, — сказал Попович.

Андрей Кравченко внимательно выслушал спич, но экологов не обрадовал, заметив, что строительство дороги «Цемдолина – Портовая» — это федеральный проект, который сейчас проходит этап экспертиз. И город влиять на него, увы, пока не в силах.