Передо мной пожилой мужчина, ему 79 лет. Он уже плохо слышит, по всему видно, что человек прожил непростую трудовую жизнь. У него мозолистые руки человека из рабочего класса.
И он вдруг сообщает оглушительную новость о том, что вот уже 49 лет (!) ожидает получения социальной квартиры. Сказанное старик подтверждает справками из МУП «Городская квартирно-правовая служба администрации города Новороссийска». Бумага, выданная в 2009 году, гласит, что он в очереди на улучшение жилищных условий числится под номером 27.
Работал, работал и работал…
Григорий Петрович – самый обычный человек. Всю жизнь много и тяжело трудился.
– Родился я в селе Ракита Полтавской области, потом с семьёй переехал на Донбасс, – рассказывает Полтавец. – В пятидесятых годах прошлого столетия семья из Украины перебралась в Анапский район, мы жили в общежитии совхоза имени Ленина. Там я окончил школу. Дядька работал в Новороссийске, в 1961 году и я переехал сюда.
В Новороссийске Григорий Полтавец прошёл настоящую школу жизни рабочего класса. Трудился в порту, строил причалы, затем – на прославленном судоремонтном заводе, ушёл в Лесной порт грузчиком, поработал на БТОФ судокорпусником, уборщиком судна, а затем матросом в «Азчеррыбхолод», ходил в море. Затем пятнадцать лет отдал любимой «Автоколонне 1313», где трудился водителем, на «Шкоде» с прицепом объехал всю страну.
– В сентябре 1973 года я встал на очередь на получение квартиры, – вспоминает он. – Помню, что тогда я был где-то под номером 1200.
Я прошу подробно рассказать, где это происходило. Полтавец уже не помнит деталей, говорит, что это было в горисполкоме.
Очередь в 1200 человек двигалась еле-еле
Каждые пять лет, рассказывает мой собеседник, между прочим, ветеран труда Краснодарского края, он заходил в муниципальное учреждение, чтобы обновить документы в очереди. С его слов, в 2009 году ему сообщили, что он уже совсем близко – под номером 27.
А где жил все эти долгие годы Григорий Полтавец?
Сначала это было общежитие пароходства. Когда его закрыли, переехал в другое, затем в третье, четвёртое, пятое. Всех адресов старик и не помнит, у пожилого человека сейчас уже начались проблемы с памятью. Женился, стал дважды отцом, у него сын и дочь. Большую часть семейной жизни провёл в общежитиях. Затем с законной супругой произошла размолвка, пара официально развелась.
Мужчина после сошёлся с женщиной, с которой, как он говорит, был в хороших, дружеских отношениях. И до сих пор живёт с ней. У подруги две комнатки: женщина живёт в одной, Григорий Полтавец – в другой, что находится в полуподвальном помещении.
– В январе 2021 года я начал обновлять документы на очередь, – продолжает рассказ Григорий Полтавец. – Пошёл в квартирно-правовую службу. А там мне говорят: «Вы первый на очереди». Я так обрадовался! Стал читать газеты, ждать объявления о том, что мне наконец дали жильё.
Дали! Но разве можно так жить?
И Григория Петровича однажды вызвали и торжественно вручили ключи… от комнаты в очередном общежитии.
– Я поехал смотреть эту комнату, – рассказывает Полтавец. – Как увидел её, мне стало дурно! В коридорах ободранные провода, лампочек нет, пол горбатый, в нём дыры, мусор. В общей кухне стоят одни стиральные машины, плиты для приготовления пищи нет, в туалете один унитаз, весь чёрный от грязи. В душевой комнате четыре душевые кабины – и все под замком. Посреди душевой чёрная зияющая яма, куда уходит вода. Батареи тоже чёрные. А из стен кирпичи торчат. Вернулся я и отдал ключи обратно.
– Мне такое жильё не нужно, – категорически заявляет Полтавец. – Лучше уже жить в подвале! Откуда у меня силы и средства, чтобы всё это привести в порядок?
Однако квартирный вопрос продолжает беспокоить пожилого человека. Дело вот в чём. Старик предполагает, что подруга, на чьей территории он проживает последние годы, может раньше его уйти в мир иной.
– Вы меня поймите, у меня ничего своего нет, – сокрушается он. – Жильё моя подруга завещала своим детям. Чуть что, я останусь на улице! Купить своё жильё у меня денег нет. Поэтому нужна пусть и социальная, но квартира с кухней, душем и туалетом, а не разбитое общежитие!
Конечно же, я поинтересовалась судьбой родных детей Григория Петровича. Он ответил, что общается только с сыном. Я предположила, что сын не оставит отца, если тот окажется на улице под конец дней. Но Григорий Полтавец покачал головой. Он не желает быть обузой и хочет продолжать добиваться получения социального жилья, чтобы жить отдельно от сына и его семьи.
А есть ли надежда?
Так когда же получит Григорий Полтавец обещанное полвека назад? Я держу в руках постановление администрации Новороссийска, подписанное бывшим первым замом главы Новороссийска С.В. Калининой в 2021 году. В нём значится, что управление жилищной политики администрации МО город Новороссийск обещает сохранить Полтавцу Г.П., 1943 года рождения, право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Правда, в этом документе номер очереди не указан. Значит, информация о том, что он первый по списку, недействительна?
На днях редакция получила ответ из городской администрации. Чиновники сообщили, что Григорий Полтавец – 20-й в очереди на жильё. Пенсионер с горечью узнал от нас эту печальную для него новость. И сказал, что вновь пойдёт в квартирно-правовую службу разбираться со своей очерёдностью.
Я позвонила чиновникам в городскую администрацию, и заместитель начальника управления городского хозяйства Елена Гнедая сообщила, что очередь движется очень медленно потому, что государство больше не строит социальное жильё. К тому же, заметила она, мужчине предлагали уже один раз общежитие, а он от него отказался.
Уважаемые читатели, что вы думаете об этой истории? Звоните автору статьи по телефону: 61-41-05.