В начале марта компания приостановила приём заказов в Новороссийске. В качестве причины называлось нарушение логистических цепочек. Сложно судить, насколько уход Maersk сказался на экономике города в целом. Ощутили ли перемены те, кто был непосредственно связан с обработкой и перевозкой этих грузов?
Вот что рассказали «НР» водители грузовиков-контейнеровозов.
— Мы не заметили ухода датчан, — поделился с «НР» владелец полуприцепа-контейнеровоза Михаил Эдуардович. – Достаточно быстро эту линию заменили на другую. Раньше Maersk в эту пору возил фрукты. Я и сейчас часто вожу фрукты из порта в сетевые магазины, только приходят они от другой компании, даже контейнеры некоторые «узнаём в лицо» — они те же самые, под теми же номерами что приходили от Maersk.
Нам, в принципе, нет никакой разницы, кто доставляет груз по морю в Новороссийск, главное, чтобы он был и чтобы документы на него были в порядке.
Некоторые водители, правда, утверждают, что перемены оставили их на какое-то время без работы. Но собеседники «НР» уверяют, что такие всегда находятся: то им коронавирус мешает, то холода, то ещё что-то.
— Сейчас стало больше экспорта, — поделился Анатолий Андреевич. – Возим в порт куриное мясо, которое сюда доставляют из соседнего региона. Оно, вроде, в Китай идёт или в Сирию. Ещё лес экспортируют.
В моменты перемен у дальнобойщиков есть возможность даже заработать больше, чем обычно. За риски люди берут дополнительную плату. Кроме того, сейчас, например, проблемы с запчастями, их сложно достать. И это тоже становится поводом повысить сумму за доставку груза.
Всё это вместе, вероятнее всего, удорожает стоимость груза, которые везут дальнобойщики. И это, конечно, ощутим на себе мы, покупатели. Но плюс уже в том, что у водителей есть возможность заработать, кормить свои семьи.
Склады не пустуют
Не жалуются на отсутствие работы и работники крупных новороссийских распределительных центров. Работники центра в Кирилловке рассказывают, что обычно летом они уходили в отпуска, а в этом году их не отпускают – работы много, загрузка полная.
— Обычно мы работали только фрукты-овощи, — рассказали «НР» рабочие, — а сейчас, говорят, будет сахар, а возможно, и уголь.
Не наблюдают снижения оборотов и жители Борисовки, которые живут рядом с распределительным центром «Магнита».
— На складах было некоторое время затишье, — рассказали они, — а теперь опять полная загрузка. Замечаем, что появились новые машины из регионов, из которых к нам раньше грузы не таскали. Вот буквально сегодня утром стояла машина из Башкирии. Опять, знаете, не проехать по дороге из-за большегрузов. Но если раньше столпотворение фур на нашей трассе многих раздражало, то теперь часто слышу, что это даже успокаивает – есть машины, значит, есть что возить и, следовательно, будет что купить в магазинах.
На фоне общей статистики
Контейнерооборот портов России, по данным Ассоциации морских торговых портов РФ, в апреле 2022 года сократился на 27 процентов относительно аналогичного месяца прошлого года.
По данным ТАСС, порты Азово-Черноморского бассейна сократили перевалку контейнеров на 12,6 процента. Экспорт остался на уровне прошлого года, импорт упал на 27 процентов. Порт Новороссийск сократил перевалку на 11,8 процента.
Тем не менее, считает, к примеру, глава аналитического агентства Kiel Trade Indicator, «возможно, Россия начинает замещать импорт из Европы импортом из Азии. На это указывает тот факт, что в черноморском порту Новороссийск в последнее время значительно увеличилось количество прибывающих контейнеровозов, тогда как в порту Санкт-Петербург, который участвует в торговле с Европой, продолжается снижение грузопотоков. Это может быть первым признаком разворота торговли».
По итогам апреля порты России потеряли 12 процентов оборота сухих грузов, сообщает ПортНьюс. Сокращение оборота отмечается по всем морским бассейнам, кроме Азово-Черноморского.
Что касается наливных грузов, то их перевалка выросла на 5,6 процента. Портами Азово-Черноморского бассейна по итогам месяца перевалено 20,99 млн тонн, что остаётся на прошлогоднем уровне (-0,3%). А порт Новороссийск нарастил оборот на 9,5 процента.