Атмосферно!

Автор этих строк была на премьере в пятницу, но впечатления от увиденного хочется обсуждать и сегодня. Хочется перечитывать Шекспира и пересматривать фотографии со спектакля. Но лучше – обо всём по порядку.

В день премьеры в фойе гортеатра было непривычно. Я бы сказала, непривычно празднично. Божественные звуки скрипки настраивали любителей искусства на прекрасный вечер. Здесь же была организована фотозона, где каждый мог запечатлеть себя на память о премьере.

Раньше такого не было. Как рассказали в городском театре, подобную атмосферу создали для такого особого случая: не каждый день НМДТ даёт Шекспира! Но, скорее всего, подобная обстановка станет доброй традицией. А привезла её в наш город заместитель художественного руководителя  НМДТ Анастасия Лобода, которая раньше трудилась в театре Орска.

Согласитесь, воспринимать классические произведения не так просто. Людям, уже привыкшим к видеоклиповому мышлению, сложно погружаться в большие массивы текста. И актёры признались, что не каждому из них легко далось запоминание роли.

В этом сценарии за основу был взят текст Шекспира в переводе XIX века. И если кому-то фразы показались слишком длинными, то «тяжеловесность» текста с лихвой компенсировалась динамичной игрой актеров, музыкой, подобранной с большим вкусом, игрой света и тени. В этом спектакле Свет, Тень, Музыку я бы назвала отдельными действующими лицами. Особый драйв придали происходящему мобильные декорации. Передвижная клетка на колесиках стала «гвоздевой» во многих сценах: актёры благодаря ей представали перед зрителем как бы на нескольких уровнях. Очень грамотное и необычное решение.

— Оригинальные сценические находки, сам сценарий, — глубокая работа талантливого режиссёра, директора шекспировского фестиваля, преподавателя Ереванского института театра и кино Каро Баляна. Мы познакомились с ним и подружились. И уже минувшим летом во время фестиваля «Театральная гавань», проходившего в Новороссийске, было решено поставить «Короля Лира», — рассказал художественный руководитель НМДТ им. В. Амербекяна Евгений Кушпель (он же – король Лир).- В конце января Каро приехал к нам, и начались репетиции, которые проходили в интенсивном режиме, без раскачки и промедлений.

Набили синяков

— Евгений Леонидович, такое впечатление, что вы обошлись «малой кровью», если говорить о декорациях. Эта передвижная конструкция-клетка, словом, почти никакой мебели, почему?  — задаю вопрос «королю Лиру».

— На самом деле декорации делали с нуля, а эта, как вы говорите, «клетка», выполненная из металла по нашему индивидуальному заказу, — очень недешёвое удовольствие. Её делали с нуля, сварщик несколько дней подряд провёл в театре. А задумка принадлежит сценографу из Москвы Лине Диковой, которая работала с нами как очно, так и дистанционно.

Именно к этому спектаклю был приобретён линолеум для сцены. Мы давно хотели его купить, ведь актрисы порой ходят и босиком… И вот обновились.

В этом спектакле лично мне часто приходится падать на колени. Уже после первых репетиций понял, что колени жутко болят, появились синяки. Пришлось приобрести в спортивном магазине специальные защитные наколенники. И вот забавный случай: на премьерном спектакле я их забыл поправить и падал ниц без защиты. И ничего страшного! Получается, что я, как каратист, «наработал» мозоли, кожа загрубела, и теперь уже ничего не страшно, — поделился Евгений Кушпель.

Без синяков не обошлись и актрисы — исполнительницы главных ролей, которые играют дочерей короля Лира: Виктория Десятова (Гонерилья), Елена Вербицкая (Регана), Диана Сковрунская (Корделия).

Виктория Десятова призналась, что хотя они и постоянно тренируются (актёрам без спорта и кардионагрузок никак нельзя), но вот подъём по ступеням передвижной конструкции осваивали небыстро: подниматься и спускаться надо на каблуках!

— Моя коллега, Елена Вербицкая, жаловалась, что, когда туфли съезжают с ноги, появляются синяки. На премьере со  мной тоже такое случилось, — поделилась актриса.

Однако со стороны этих нюансов никто не заметил: актрисы двигались легко, изящно, а по ступеням буквально взлетали.

Что касается нарядов – белых платьев для главных героинь, то их актрисы вместе со сценографом Линой Диковой отыскали в павильонах нашего вещевого рынка по вполне приемлемым ценам. А до этого обошли немало пафосных бутиков, где таких нарядов, «вне времени», не было и в помине.

Вечные темы

— Классика – это всегда вечные темы, — рассуждает Евгений Кушпель. — Почему Король Лир сразу поверил лестным речам двух старших дочерей и обиделся на то, что младшая дочь была не столь велеречива?  Классик хотел этим сказать: люди не видят добро, не верят в хорошее. Мораль такова: с хорошего надо начинать! В хорошее надо верить! 

Исполнитель одной из главных ролей – графа Глостера, верноподданного короля Лира — Евгений Архипов сказал, что этот спектакль ему многое дал.

— Я стал сильнее и энергичнее. Хотя и раньше не был слабаком, служил в морской пехоте, но на этой сцене во время репетиций получил особую закалку. – Основная тема этой пьесы – предательство и борьба за власть. Но те, кто был искренне предан Лиру, не продались и не оставили его в трудной ситуации: голодного, без крова и короны.

В этом спектакле особо подчеркнута тема еды: отрицательные герои постоянно что-то едят, жуют, а в «театре теней» — той плоскости, которая развернулась за экраном, эти сцены показаны в гиперболизированном виде. Так, например, Тень Гонерильи съедает целиком человеческие ноги.

Оригинально!

Все эти оригинальные идеи принадлежат режиссёру Каро Баляну.

В его адрес актёрами было сказано немало добрых слов.

— В его лице я увидел человека, который по-доброму и уважительно относится к каждому актёру, даже если у него маленькая роль, — рассказал Евгений Архипов. – Что касается меня, то мне плохо давался текст. Режиссёр не стал распекать меня при всех после первых репетиций, но подошёл попозже и тихо так спросил: «Что, текст не можете запомнить?» Мне стало так стыдно, что я пришёл домой и за ночь выучил всё!

— Каро Балян приехал к нам уже со своими задумками, наработками, он уже «видел» этот спектакль и понимал, как его надо делать, — рассказал Евгений Кушпель, — нашему театру вообще везёт на хороших режиссёров.  Репетиции проходили слаженно, некогда было спорить, все работали и выкладывались. Причём речь идёт не только о тех, кто был непосредственно занят в спектакле, работали и другие наши коллеги.

— Мне довелось играть в пьесах Шекспира. Когда служила в театре Владикавказа, то исполняла роль Дездемоны, поделилась Виктория Десятова. – Каро Балян напомнил мне нашего режиссёра. Он умеет доходчиво разъяснить то, что хочет получить от той или иной сцены.

Аплодисменты для «стерв»

— Возможно, зрители не замечают некоторых «ляпов», но мы-то знаем о них. На спектакле я так вжился в образ «Лира», так «возненавидел» своих предательниц-дочерей, что назвал их «стервами», — вспоминает Евгений Кушпель. – У Шекспира такого слова в тексте, конечно, не было. Надо было сказать «ведьмы», но мое обращение гораздо точнее оказалось! – смеётся «король Лир».

Каро Балян сам сократил текст, сам его и отредактировал. Некоторых персонажей играет один актер. Например, Максим Казаков – это Шут, и он же – Внутренний Голос Лира. Пришлось пойти на такую оптимизацию, так как у нас просто нет столько актеров-мужчин.

Евгений Кушпель-младший в этом спектакле играет Освальда, слугу Глостера, мужа Гонерильи – Вячеслав Сизиков, мужа Реганы – Вячеслав Мелентьев. Сына Глостера Эдгара – Алексей Травкин, второго сына, Эдмунда, – Дмитрий Федотов. Графа Кента, верного слугу Лира, – Олег Моисеев.

Ольга Кушпель трудилась как помощник режиссёра: на ней лежала хозяйственная часть. А кроме того: заведующая постановочной частью Светлана Титова, художник – Елена Пархомчук, звукорежиссёр Сергей Рябчук, главный инженер Сергей Кастрюков, художник по свету Анатолий Богинский. Во втором составе «Короля Лира» заняты актёры: Тарас Шпетный (Кент), Елена Кабанова (Гонерилья), Екатерина Васечко (Регана), Алеся Гончарова (Корделия).

Зрители смогут увидеть спектакль 25 и 26  марта. 12 (+)