Своим творчеством Алексей Апиш старается показать людям то чудесное, что можно разглядеть в простых вещах.
«Прелесть обыденности» (0+). Так называется выставка, открывшаяся вчера в Новороссийском историческом музее-заповеднике.
Открытие стало настоящим шоу. Мастер перфоманса буквально за пять минут на глазах у изумленных журналистов (число приглашенных было минимальным) уверенными мазками написал портрет директора музея Татьяны Зарицкой. Интрига в том, что до последнего момента не было известно, что хочет изобразить художник и чей портрет предстанет сейчас. Пока шла работа, все видели только абстракцию. К тому же художник постоянно переворачивал полотно «вверх ногами», что затрудняло наше восприятие. И вот он, «вау эффект»!
— Алексей, как вам это удается?
— На самом деле, конечно, этому предшествует определенная подготовка. Эти кажущиеся вам пять минут – далеко не пять минут. Так же, например, исполнитель классической музыки много лет учился, чтобы предстать на сцене перед слушателями и исполнить за несколько минут произведение на фортепиано или скрипке.
— А где учились вы?
— В Краснодарском художественном училище. К своему творчеству я пришел не сразу: в начальной школе у меня было «три» по рисованию, а в 10 лет я поступил в художественную школу.
— Где вам удалось написать портрет Стивена Сигала?
— В Краснодаре проходил футбольный матч, и меня пригласили сделать такой подарок знаменитому гостю. Он сидел на трибуне вместе с женой и ребенком и, конечно, не ожидал такого подарка.
— С какими еще знаменитостями пересекались?
— С Глюкозой, «Иванушками», Дмитрием Хрусталевым, Сати Казановой.
— Как вы считаете, художнику-сюрреалисту надо пояснять, что именно он хотел изобразить?
— Иногда это абсолютно лишнее. Порой мне хочется, чтобы каждый зритель воспринял картину по-своему и увидел в ней то, что лично ему откликается. А иногда пояснения нужны. У меня есть картины и с аннотациями.
— В Новороссийск, кстати, вы привезли много работ, выполненных в классической технике исполнения: пейзажи, натюрморты. Почему?
— Мне так «отозвалось», когда я готовился к этой выставке. Она проходит в музее, и это задает определенный тон.
— В чем вы видите смысл своего творчества?
— Хочется показать, что вокруг нас есть много прекрасного, и эти чудеса – в мелочах: вот солнышко пробивается сквозь зелень. Разве это не красота? Она – в глазах смотрящего. Иногда меня обуревают какие-то эмоции, и тогда я тоже беру в руки кисть, чтобы выразить свое состояние. И это я делаю не с помощью предметных изображений, а каких-то цветовых пятен, чтобы зритель посмотрел и ощутил мои эмоции.
— Сюрреализм – это модно?
— Я за модой не гонюсь. Как говорят художникам: «Если можешь не писать, не пиши!» Я работаю только тогда, когда мне это самому хочется. Также, кстати, поступаю и с работами на заказ. За все подряд не хватаюсь. Делаю то, что мне нравится. Мои работы есть в российских коллекциях, во Франции, Испании и других странах.
Я работаю в разных техниках. Перфомансы и различные проекты мы с коллегами -художниками нередко устраиваем на таких мероприятиях, как «Ночь музеев», например. Можем при темном освещении рисовать картины светящимися красками или светом. Можем расписать платье прямо на девушке-модели.
Вы тоже можете посетить эту выставку. Она продлится до середины марта в здании музея на ул. Революции 1905 года.