В истории Российской империи XIX века все царствующие особы в той или иной мере имели отношение к Новороссийску. Обо всех из них в народе ходило немало анекдотов и просто забавных историй, которые мы предлагаем вспомнить.
Павел I Петрович
Из трех блюд
Всячески борясь с излишней роскошью, Павел назначил перемену блюд за столом строго в зависимости от чина. Майору было определено иметь за столом не более трех блюд. Служивший тогда в Сумском гусарском полку Яков Кульнев, человек бедный, отпустивший на волю задаром всех своих крестьян, не мог роскошествовать и обходился одним блюдом.
Император Павел, посетив полк, спросил Кульнева, сколько блюд дают ему за обедом. И Кульнев, зная предельный педантизм Павла, но и зная также, что он не прощает малейшей неправды, ответил: «Три, Ваше Императорское величество: курица плашмя, курица ребром и курица боком».
Часы на гауптвахте
В кабинете императора Павла I висели старинные английские часы. На циферблате их стрелки указывали час, минуту, секунду, год и фазу Луны, месяц и даже затмение Солнца. Часы отличались отчетливым ходом, были мировой редкостью. Но однажды государь император опоздал на вахтпарад, разгневался на часы и отправил их на гауптвахту. Вскоре после этого государь был задушен. Дать распоряжение о возвращении часов позабыли, и часы остались на гауптвахте под вечным арестом.
Александр I Павлович
Первое апреля
Как-то Александр I вызывает к себе коменданта Башуцкого и начинает ему выговаривать:
— Безобразие! Где монумент Петру Великому?! Сегодня ночью украли! Поезжайте и немедленно разыщите!
Башуцкий, весь бледный, уехал. Возвращается веселый, довольный:
— Успокойтесь, Ваше Величество! Монумент на Сенатской площади. Стоит на месте. А чтобы чего в самом деле не случилось, я к нему поставил часового.
Все захохотали.
— Первое апреля, любезнейший, первое апреля!
На следующий год Башуцкий будит государя среди ночи:
— Пожар! Ваше Величество, пожар!
Александр встает, одевается и уже на выходе из дворца спрашивает:
— А где пожар?
— Первое апреля, Ваше Величество, первое апреля!
— Дурак ты, любезнейший, и это уже не первое апреля, а сущая правда, — только и сказал император.
Николай I Павлович
Отец и сын
Император Николай I, делая осмотр Дворянского полка, заметил на правом фланге незнакомого кадета ростом на голову выше его самого. А надо сказать, что Николай I был человеком внушительного роста.
— Как твоя фамилия, — спросил царь.
— Романов, — ответил кадет.
— Ты родственник мне? — пошутил царь.
— Так точно, Ваше Величество. Вы — отец России, а я ее сын.
Сентябрейший
Один помещик решил подать прошение на имя Николая I о приеме его сына в учебное заведение. Он был не очень искушен в канцелярских премудростях и не знал точно, как следует обращаться к царю в таких случаях. Подумав немного, помещик вспомнил, что царя именуют «Августейшим». Но так как дело происходило в сентябре, то он написал «Сентябрейший государь». Получив прошение, Николай учинил резолюцию: «Непременно принять сына, чтобы, выучившись, не был таким дураком, как его отец».
Александр II Николаевич
Не по форме
За четверть века царствования Александр II вносил изменения в военную форму всех видов так часто, что даже в комендантском управлении никто твердо не помнил, как должен выглядеть офицер тех или иных войск или частей. Временами это приводило к курьезам на грани международного скандала. В 1873 году германский император Вильгельм I отправился с визитом в Россию. Чтобы сделать приятное императору Александру II, он решил выйти из поезда в форме офицера русского полка, шефом которого он состоял. Однако в свите кайзера возник спор, как следует по русским правилам надевать штаны походной формы — поверх сапог или заправив в них. В результате германский император трижды переодевался. А когда поезд прибыл в Гатчину, так и не вышел на перрон. Вернувшаяся в вагон свита застала своего повелителя сидящим в растерянности и без штанов.
Александр III Александрович
О вкусах не спорят
Однажды император Франции на одном из приемов в резиденции русского царя Александра III высказался о любви русского народа к гречке:
— Ваше Величество, у нас во Франции такие зерна дают только скотине, а у вас и царственные особы не брезгуют ими?!
На что Александр ответил:
— Однако во Франции любят есть лягушек, а у нас и скотина не привыкла есть такую мерзость.
Пьем третий день
Однажды престарелый генерал-адъютант Михаил Драгомиров запамятовал, что 30 августа — день именин Александра III. Он спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, послал государю телеграмму с таким текстом: «Третий день пьем за здоровье Вашего Величества. Драгомиров». На что Александр, и сам любивший выпить, ответил: «Пора и кончить. Александр».
Портрет на память
Во время одной поездки по России Александра III царский поезд неожиданно остановился на маленьком разъезде. Окрестные крестьяне сбежались поглазеть на царя. Один из мужиков, увидев богатырское телосложение государя, снял шапку и восхищенно произнес: «Вот это царь!». И тут же от глубокого волнения нецензурно выругался. Жандарм хотел было его арестовать, но Александр подозвал перепуганного мужика и дал тому
Николай II Александрович
Точно наш
Один мужик прилюдно назвал Николая II дураком. Кто-то донес уряднику, и тот вызвал мужика на допрос.
— Это я не про нашего Николая сказал, — оправдывается мужик. — А про черногорского царя. Он тоже Николай…
— Не морочь мне голову, — говорит урядник. — Если дурак, то уж точно наш.
Лед с другой стороны
Николай II, интересуясь успехами техники, осматривает мост через Неву. Выразив в достаточной, как ему казалось, мере свое удовольствие, государь задумывается и обращается к сопровождающему инженеру-строителю с вопросом, почему «быки» моста с одной стороны с заостренным углом, а по другую сторону — закруглены.
— Ваше Величество, — ответил инженер, — это делается для того, чтобы при ледоходе лед разбивался об острия.
— Спасибо. Вполне правильно, — ответил Николай II, — но скажите, как же это будет, если лед двинется весной с другой стороны?