Ручей или сточная канава?
– Олег Владимирович, какая проблема сегодня волнует новороссийцев больше всего? С какими бедами идут в природоохранную прокуратуру?
– Сейчас самая горячая точка – это строительство детского сада рядом с особо охраняемой территорией городского подчинения «Пионерская роща». Все знают, как прошло народное голосование, мнения разделились примерно поровну. И сейчас камнем преткновения стал ручей, который протекает, в том числе, и по территории будущего детсада. Министерство природных ресурсов Краснодарского края сейчас проводит проверку, выясняя происхождение этого водного объекта. Если ручей имеет естественное происхождение, то он будет поставлен на кадастр. И тогда застройщику придётся выполнить множество процедур, чтобы его сохранить.
За срубленные сосны ответят
– Не могу не задать ещё один вопрос, важный для всего края. Речь о запрете на расхищение земель лесного фонда. Недавно даже было принято постановление губернатора Краснодарского края о запрете перевода земель лесного фонда под жилую застройку.
– Удаётся защитить наши леса?
– Всеми силами пытаемся это делать. Так, в настоящее время судом рассматривается иск природоохранного прокурора об истребовании из чужого незаконного владения 73 земельных участка общей площадью 6,5 га, образованных в пределах Новороссийского лесничества, в районе села Мысхако. Ущерб окружающей среде нанесён в размере более 498 млн руб.
– Недавно жители села Абрау-Дюрсо жаловались на вырубку сосен над озером, за храмом. Природоохранная прокуратура вмешалась?
– Безусловно. По результатам проведённой прокуратурой проверки возбуждено уголовное дело по факту вырубки тридцати крымских сосен в районе озера Абрау. К сожалению, мы не сможем остановить застройку этого участка, так как земли в этом месте имеют статус земель поселения, по закону разрешено строить коттеджи. А вот того, кто вырубил сосны, будут судить.
– Земли вокруг озера Абрау, памятника природы краевого значения, все порезаны на участки и продаются. Как вы считаете, это нормально?
– По каждому такому факту проводятся проверки. Необходимо учесть, что большинство участков вокруг озера относится к землям поселений, на которых не запрещено строительство. В то же время органы власти сориентированы на выявление фактов незаконного строительства в водоохранной зоне озера и нецелевого использования земель, а такие выявляются, и принимаются меры реагирования.
– Прошлой весной просто взяли и вырубили лес на горе в районе озера Лиманчик, там будет что-то строиться. Почему это кому-то сходит с рук?
– Отвечая на вопрос по поводу леса в районе озера Лиманчик, скажу, что нами фактов рубки там не зафиксировано. Но я уже дал поручение проверить новую информацию.
– Новороссийские экологи три года боролись за особо ценную территорию в Мысхако, где обитают краснокнижные черепахи, доказывая, что там нужно делать особо охраняемую природную территорию – ООПТ.
Чем закончилась эта борьба?
– Мы рекомендовали городу сделать там особо охраняемую территорию, и нас услышали. Застраивать эти земли не будут.
Очистные служат «Нептуну»
– Пришло лето, и опять у новороссийцев вопрос: на пляже «Нептун» очистные сооружения, которые ввели десять лет назад, работают или нет?
– Да, они функционируют. Специалисты Росприроднадзора и Роспотребнадзора систематически отбирают там пробы. Грубых фактов загрязнения не выявлялось.
– «НР» в прошлом году много писал о проблеме сточных ливневых вод. В социальных сетях публиковались живописные снимки нашей бухты с пятнами от выхода стоков. Вы изучаете эту проблему?
– Проблема отвода сточных вод очень острая, и не только в Новороссийске, это актуально для всего черноморского побережья. Природоохранной прокуратурой выявляются факты сброса ливневых вод через бесхозные коллекторы. По нашим представлениям администрации городов понуждают к строительству очистных сооружений и принятию ливнёвок на баланс. Кстати, примерно подобная картина и со знаменитой ливнёвкой на пляже в Мысхако. Город стал ею заниматься. Правда, процедура довольно длительная. Сначала ливнёвка должна быть признана бесхозной, затем её нужно поставить на баланс города и лишь потом реконструировать, устанавливать очистные.
За проран ещё придётся побороться
– Не могу не спросить о судьбе прорана на Суджукской косе. Два года новороссийцы боролись за то, чтобы он был открытым, и рыба могла свободно заходить в него из Цемесской бухты. Чем закончилась эта борьба?
– Как вы знаете, природоохранная прокуратура выходила в суд, чтобы побудить Министерство природных ресурсов заниматься прораном. И до сих пор судебные тяжбы не завершены. Минприроды вышло в кассационную инстанцию, не желая брать на себя ответственность за проран. Не могут чистить его и арендаторы пляжа, потому что их накажут за вторжение в особо охраняемую территорию. Сейчас Министерство природных ресурсов запросило финансирование на проведение научно-изыскательских работ. Учёные должны сказать, как долго проран может оставаться открытым, в какое время года, в каком объёме. Так что мы ещё вернёмся к этой теме.
Псевдоученых попросят с памятника природы
– Ещё одна больная тема – антропогенная нагрузка на памятник природы «Озеро Лиманчик». В западной части озера поставлены вагончики, как думают новороссийцы, незаконно. Люди в них отдыхают, жарят шашлыки. Что скажет на это прокурор?
– Действительно, там вроде бы разместился научный центр, по идее он должен вести исключительно научную деятельность. Однако мы нашли на «Авито» объявления о сдаче вагончиков в аренду отдыхающим! Поэтому сейчас Роспотребнадзор будет расторгать договор с этими якобы учёными, которые занимаются коммерцией.
Цементники фильтры ночью не отключают
– Новороссийцы зачастую жалуются на качество воздуха, на запах меркаптанов, серы и других отравителей атмосферы. Что вы делаете, чтобы помочь городу справиться с проблемой загрязнения воздуха?
– Прокуратурой систематически, с привлечением контролирующих органов, проводятся проверки исполнения законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. В пределах Новороссийска функционирует 5 стационарных постов наблюдения за загрязнением атмосферы. Зачастую граждане жалуются на дым, идущий от труб цементных заводов. Бытует мнение, что цементники ночью отключают фильтры. Проведённые проверки опровергли это. Технически это сделать крайне сложно. Да и руководители таких предприятий не пойдут на эти нарушения, опасаясь внушительных штрафов и неминуемой ответственности. Что касается серы, то её перевалка открытым способом не ведётся.
– Какие глобальные цели вы перед собой ставите как природоохранный прокурор?
Деятельность природо-охранного прокурора многогранна. Сохранение экосистемы Азовского и Чёрного морей – это главная задача, что стоит передо мною и коллективом. С помощью скоординированной работы прокуратуры, органов власти и гражданского общества, я уверен, мы сохраним нашу уникальную природу.
Справка НР: В истекшем году Азово-Черноморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено более 1,4 тыс. нарушений, с целью устранения которых внесено 136 представлений, к дисциплинарной и административной ответственности привлечено более 150 лиц, по направленным материалам проверок возбуждено 12 уголовных дел, в суды направлено 103 исковых заявления, опротестовано 105 незаконных правовых актов.