Николай Тресков из Новороссийска ищет единомышленников для создания на Маркотхе настоящего фруктового сада.
Лысые склоны Новороссийска — срочно засадить
Большинство жителей Новороссийска давно перестали обращать внимание, что большая часть гор вокруг Цемесской бухты — лысая. Но этот факт не дает покоя
— В начале прошлого века на окраинах города и в горах активно велась заготовка дров, поэтому в этих местах есть совершенно голые склоны. Если на этих территориях разбить сад, то можно принести пользу не только людям, которые смогут есть фрукты, выращенные в экологически чистых районах, подальше от автомагистралей и промышленных производств. Появится и дополнительный корм для животных, питающихся падалицей.
Николай Павлович держит внушительное стадо коз и каждый день пасет их на горных вершинах. Это не укладывается в голове, но
Эксперименты пройдут на горе Свинцовой
Начать Тресков планирует с создания экспериментального сада на лысых склонах горы Свинцовой за Афонкой. Туда добраться вполне реально не только пешком, как это делает наш шустрый пенсионер, но и на автомобиле. До сих пор остались старые дороги, которые использовались для вывоза леса.
Высаживать Тресков планирует устойчивые для горной местности сорта плодовых деревьев — алычу, сливу, яблоки, груши, терновку.
— Я уже был в лесхозе, разговаривал с лесниками, они порекомендовали организовать ЛПХ, а для этого мне нужны единомышленники, — говорит Николай Павлович, призывая откликнуться тех, кто хотел бы поучаствовать в этом необычном проекте.
Горы зарастут за сто-двести лет
Что думают об этом профессионалы? Реально ли, чтобы Маркотх зацвел яблоневым цветом? Или это утопия, фантазии вечного романтика?
— Действительно, лесхоз в прошлом веке выделял делянки под лесозаготовку на дрова. И большая часть этих территорий уже заросла древесно-кустарниковой растительностью — жасмином, держидеревом, дубом, грабом, грабинником, можжевельником. И за ближайшие сто-двести лет на месте лысых склонов может образоваться окончательное растительное сообщество, — говорит биолог и эколог Вениамин Голубитченко. — А вот сажать на склонах Маркотха садовые культуры, на мой взгляд, бессмысленно. Во-первых, в горах сухо, и глубина плодородного слоя почвы мала. Во-вторых, засухоустойчивые растения будут забивать высаженные садовые культуры. За саженцами культурных растений нужно ухаживать: сами они выжить не смогут. На все это нужно потратить много времени, сил. Понятно, что в горах нужны полив и прополка. Думаю, что нужно успокоиться и дать возможность горам самим зарасти лесом.
Вообще, экспериментировать с горами очень и очень непросто. Достаточно вспомнить подвиг новороссийских лесоводов, которые стоически на протяжении многих лет облесивали голые склоны Маркотха сосной крымской. Через тридцать лет лесоводы с горечью осознали, что сосна массово погибает или после суровых ветреных зим, или из—за не подошедшей почвы. В конце девяностых было принято решение отказаться от высаживания на горных склонах крымской сосны и перейти на местные лесные культуры — дуб, ясень, вяз.
— Походите по местным окраинам, например, вокруг Гайдука, Мефодиевки, дойдите до цементных карьеров, и посмотрите: очень много сосен погибло, а склоны заросли скумпией, грабинником, дубняком, — говорит биолог.
Ореховая роща кормила более ста лет
Но очень хочется верить в порыв Николая Трескова. Размышляя о таких проявлениях человеческого энтузиазма, я всегда вспоминаю другие достойные примеры.
Взять хотя бы помещика Михаила Никифоровича Каткова, проживавшего в Озереевке в
В ореховой роще проводились маевки, пикники, а местные жители каждую осень заготавливали в роще грецкий орех — совершенно бесплатно! После смерти помещика имение разделили на две части — Северную и Южную — между сыновьями Иваном и Павлом. Иван Михайлович оказался мотом, к делам относился несерьезно, не платил налоги, поэтому в 1913 году Северную Озереевку приобрела за долги помещика агрофирма «Абрау-Дюрсо». Однако распорядиться этой территорией решили лишь спустя век. Два года назад ореховую рощу Каткова распахали, старые орехи выкорчевали, на этом месте посажены виноградники.
Но, поверьте, все местные жители помнят ореховую рощу Михаила Каткова. Более того, она вдохновила на добрые дела и современников. Новую ореховую рощу в Южной Озереевке, вдоль реки Озерейки, высадил местный житель Василий Марьетис. И хотя он уже скончался, ореховая роща Василия Анастасовича разрослась и стала новой достопримечательностью села.
Столетние сады кормят до сих пор
— Мы до сих пор пользуемся грушевыми, яблоневыми и алычовыми садами, посаженными
А вот еще один удивительный факт. В 60-70-х годах по окрестностям Новороссийска и по всему Краснодарскому краю высаживали лесополосы, в основном из плодовых видов (потому что еще помнился послевоенный голод): абрикос, жердела, орехи, вишня, груша-дичка. И до сих пор люди собирают фрукты в этих лесополосах.
Это прекрасный пример того, что ничего не проходит бесследно и может принести пользу потомкам. Есть смысл думать на десятилетия вперед.
Возможно, и вы мечтаете оставить свой след или уже совершили подвиг. Расскажите об этом по тел.