Большая часть его жизни была связана с нашим городом, здесь он провел детские и юношеские годы, сражался в небе Новороссийска. Одному из первых в советское время, ему было присвоено звание «Почетный гражданин Новороссийска».
Спал, где придется, питался, чем доведется
Когда Евгению было всего семь лет, он и его братья остались без отца, работавшего на железной дороге. Матери было крайне трудно кормить и одевать четырех мальчишек и хоть как-то сводить концы с концами.
«Нужда пришла в наш дом отчаянная, – писал в одной из своих книг будущий маршал. – Пришлось самому идти добывать себе кусок хлеба. Очень скоро оказался в компании таких же беспризорников. Спали, где придется, питались, чем придется».
Впрочем «беспризорные университеты» закончились для Евгения вполне благополучно, он оказался в детском доме. Житье там оказалось вполне сносным. О тысячах обездоленных детях заботу взяли на себя чекисты-дзержинцы. Детдомовцев зачислили в первый набор открывшегося при цементном заводе «Пролетарий» фабрично-заводского училища (ФЗУ). Полдня бывшие детдомовцы занимались, а вторую половину работали в каменоломне, где заработанные деньги шли на их содержание.
При интерклубе Савицкий стал посещать секцию бокса, которая запомнилась не спортивными достижениями, хотя он вскоре стал боксировать совсем недурно, а тем, что там ежедневно давали булочку с сыром.
Любовь к технике направила в небо
В ФЗУ он получил профессию дизелиста, парня тянуло к технике. В то время на улицах города появились первые автомобили, правда, иностранных марок, а профессия водителя считалась престижной. Прознав про набор на курсы шоферов, Евгений поступил на них и вскоре стал шофером.
«У кого из моих сверстников не замирало сердце, когда где-нибудь на улице останавливалось вдруг это чудо техники, из кабины выходил добрый молодец в кожаных брюках, кожаной куртке и длинных, чуть не до локтей, перчатках? – вспоминал о своей жизни в Новороссийске Савицкий. – Машину я знал назубок, а новая профессия пришлась мне по душе. Несмотря на свой «зеленый» возраст, очень скоро завоевал репутацию дельного специалиста».
В эти годы с задором и энтузиазмом он увлекся не только техникой, но и городской комсомольской жизнью. Такая жизнь продолжалась у молодого парня до того, пока у него не созрело решение стать летчиком. Толчком к этому решению стала встреча с Владимиром Коккинаки, с братом которого, Константином Коккинаки, Савицкий был знаком по комсомольской работе. Тогда всеобщий интерес в стране к авиации рос огромными темпами.
В марте 1923 года начало свою деятельность добровольное Общество друзей воздушного флота (ОДВФ), которое вскоре объединило более двух миллионов энтузиастов. Девизом общества стал лозунг «Трудовой народ, строй воздушный флот!». Триумфальными стали полеты первых советских самолетов АК-1 и Р-1 по маршруту Москва – Улан-Батор – Пекин – Токио и перелет летчика М. Громова на самолете АНТ-9 по столицам европейских государств.
В первом комсомольском наборе в авиацию оказались Владимир Коккинаки и Евгений Савицкий. В летной школе будущие воздушные асы опробовали лучшие отечественные самолеты-истребители того времени – биплан И-153 («Чайка») и моноплан И-16, которые испытывал В. Чкалов.
В сражениях за небо Родины
Увы, на начальном этапе Великой Отечественной войны превосходство авиации было на стороне Германии. В первый день войны, когда под ударами в приграничных округах оказались 66 аэродромов, наши ВВС потеряли около 1200 самолетов, из них 800 – на аэродромах. Впрочем, решительно и смело сражались в воздушных боях советские летчики, уничтожившие за первые три недели боев более тысячи вражеских самолетов.
Свой первый воздушный бой с врагом Евгений Савицкий провел в период сражения за Москву. В то время Савицкий считал себя опытным пилотажником, но совершенно необстрелянным. В первом своем боевом вылете он сбил фашистский Ю-87, чем заслужил поздравления от летчиков полка и ушат холодной воды от своего ведущего за то, что полез в драку в одиночку, без прикрытия. Больше такого в практике боев у Савицкого не было. По совету одного связиста в то время у Савицкого появилось прозвище – Дракон, по которому его знали и свои, и враги.
Особо памятным для набиравшегося опыта летчика стало задание на штурмовку штаба гитлеровского армейского корпуса под Гжатском, которое он получил лично от командующего Западным фронтом, генерала армии Г. Жукова. Командующий поставил задачу по уничтожению объекта истребителями всего за один вылет. Задание пришлось выполнять на предельно малой высоте из-за туманов и плохой видимости, не дав при этом опомниться вражеским зенитчикам. О том, что задание выполнено, Савицкий узнал лишь из штабного донесения.
А через неделю всю группу, участвовавшую в разгроме штаба, вызвали в Кремль, где ордена Красного Знамени отличившимся летчикам вручил Михаил Калинин. Этот орден был особенно дорог Савицкому: даже не тем, что он стал у летчика первым, а тем, что вручен в декабрьские дни 1941 года.
Малоземельцы ждать не могут
В середине весны 1943 года крайне тяжелая ситуация сложилась на плацдарме Малая Земля под Новороссийском. Советское командование решило усилить сражавшуюся там десантную группу, усилив поддержку с неба. Гитлеровцы имели почти двукратный перевес в самолетах. В район боев был передислоцирован 3-й истребительный авиационный корпус 8-й воздушной армии, которым с декабря 1942 года руководил Евгений Савицкий.
Генерал Вершинин поставил корпусу задачу: прикрыть с воздуха войска 18-й армии генерала Леселидзе, организовать постоянное патрулирование в районе плацдарма и уничтожать любой приближающийся к нему самолет противника. Также командарм добавил, что у летчиков нет ни одного дня на знакомство с районом и на подготовку, малоземельцы ждать не могут.
Первыми на боевое задание ушли группы, которым предстояло прикрыть плацдарм со стороны моря. В свой первый вылет над Малой Землей пошел и Савицкий, чтобы оценить поведение своих и вражеских летчиков, тактику и уровень подготовки противника.
Вместо родного города — руины
В своей книге «Небо для смелых» Евгений Яковлевич так описывал этот полет: «Пройдя отроги Главного Кавказского хребта, мой взгляд жадно ищет памятные и приметные очертания родного Новороссийска, но то, что я вижу, потрясает до глубины души. Да, любая война жестока, но та, что была навязана нам фашистами, не имела никаких границ и мерок жестокости. Совсем недавно видел я руины Курска, Краснодара, остовы печных труб на местах деревень и сел, казалось бы, перестал уже всему этому удивляться. Но то, что открылось сейчас, болью отдалось в сердце. Да, вроде бы был подготовлен к тому, что город разрушен. Однако чтобы до такой степени… Все кругом внизу, что охватывалось взглядом, – сплошные руины. От цементного завода «Пролетарий», где начиналась моя трудовая биография, – руины, над которыми кое-где просматривались остатки кирпичных стен. То же самое на соседнем заводе «Октябрь». А по берегам бухты, где располагалась моя родная пригородная Станичка, где рядом с ней манил к себе уютный парк, все порушено, все голо. Ничего не осталось и от виноградников на склоне Мысхако».
Первый день над Малой Землей выдался жаркий, но результативный: сбито 12 самолетов противника, в том числе 8 бомбардировщиков. А всего поздним вечером выяснилось, что летчиками 3-го истребительного авиационного корпуса в небе Кубани за первый день боев уничтожено 47 вражеских самолетов.
Новороссийский историк Тамара Юрина отмечала в своей книге «Новороссийское противостояние»: «20 апреля, примерно в 10 часов, небо буквально закрыли советские бомбардировщики и истребители. Они пикировали на расположение войск противника, нанося ему большой урон в живой силе и технике. Появление такого огромного количества советских самолетов вызвало ликование среди наших солдат и офицеров. Они бросали вверх головные уборы, обнимали друг друга. Авиация парализовала артиллерию противника, расстроила его боевые порядки, нарушила управление, деморализовала врага».
Сам Савицкий вспоминал про этот день, как о самой ожесточенной схватке над Малой Землей, когда в схватки вступали одновременно по 50 и более машин, когда был неслыханно плотен шквал артогня и бомбо-штурмовых ударов.
Когда летчик был счастлив
Воздушное сражение над Малой Землей многому научило не только летчиков, но и тех, кто занимался организацией и руководством боевыми действиями, от кого зависело оперативно анализировать обстановку и распределять силы истребительной авиации.
Савицкий признавался, что был счастлив, когда в прицел его «Яка» вписывался силуэт «юнкерса» или «мессера», а пушечно-пулеметные трассы прерывали их полет к Малой Земле. Для него это был не только плацдарм с его героическими защитниками. Там были его дом, улица, школа. Там начиналась для него Родина. Когда он представлял, как в Станичке, возможно, во дворе его дома, сражаются не на жизнь, а на смерть советские люди, у него не было сил усидеть на земле.
Воздушное сражение в районе Новороссийска стало появлением у летчиков целого ряда тактических новинок при ведении боя. О некоторых из них Савицкий рассказал в книге «В небе над Малой Землей», которая была выпущена в Краснодаре в издательской серии «Ратный подвиг Новороссийска». Среди них знаменитая «кубанская этажерка», которая помогала решать боевые задачи то ли по перехвату бомбардировщиков, то ли по отражению налета штурмовиков, то ли для борьбы с истребителями. Исключительно важным новшеством для авиации стало использование радиостанций наведения, которые информировали летчиков о воздушной обстановке.
Ночная атака истребителей
В период боев на Малой Земле истребителям корпуса пришлось освоить профессию штурмовиков. Все началось с того, что и летчикам, и тем, кто сражался на плацдарме, сильно досаждали вражеские самолеты, вылетавшие с аэродрома Анапы. Перехватывать их на пути к плацдарму из-за небольшого расстояния было сложно. При этом вражеский аэродром имел мощные зенитные средства. Попытка советских бомбардировщиков разделаться с этим аэродромом успеха не имела.
Свой план штурмовки аэродрома в ночное время с использованием истребителей, способных нести бомбы и реактивные снаряды, Савицкий доложил генералу К. Вершинину. Задача нанесения удара по аэродрому была успешно решена группой из полутора десятков самолетов-истребителей.
Так постепенно господство в воздухе перешло в наши руки, что определило дальнейшую наземную обстановку. Небо над Малой Землей стало для летчиков корпуса высшей школой мужества, воспитанием воинской доблести и ненависти к врагу.
Запер Гитлера в его логове
Об одном из последних воздушных боев Савицкого рассказал на страницах газеты «Труд» в мае 1981 года Герой Советского Союза Сергей Руденко: «Поднявшись в воздух 27 апреля 1945 года, генерал Евгений Савицкий заметил, что с центральной аллеи Тиргартена, из самого логова Гитлера, взлетает двухместный связной самолет. Савицкий уничтожил его и тут же сообщил об этом в штаб армии. Посланные после этого донесения опытные воздушные разведчики подтвердили: вблизи имперской канцелярии замаскировано два или три самолета и несколько танков. На следующий день обнаруженную цель бомбили две группы бомбардировщиков и штурмовиков.
После этого с обложенного со всех сторон гитлеровского «зверинца» уже не спускали глаз. Уже после войны, разбирая архивы, исследователи обнаружили донесение заместителя министра пропаганды Фриче: «В самый последний момент, когда советские войска подошли к Берлину, шли разговоры об эвакуации в Шлезвин-Гольштейн. Самолеты держались в полной готовности в районе имперской канцелярии, но были вскоре разбиты советской авиацией».
Выходит, что не простую дорожку в парке обнаружил Е. Савицкий, она должна была вывести Гитлера и его приближенных из окружения. Но наши летчики выбили из-под бесноватого фюрера последнюю надежду на спасение…»
Наша справка. Савицкий Евгений Яковлевич (1910-1990), военный летчик, маршал авиации (1961). Дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Лауреат Ленинской премии (1978). В Новороссийске установлен бронзовый бюст в честь дважды Героя (1950). Почетный гражданин Новороссийска (1970). Его именем в городе названы школа и улица. Дважды Героем Советского Союза стала его дочь, космонавт Светлана Савицкая. Похоронен на Новодевичьем кладбище.