На недавней отчетно-выборной конференции президентом Союза «Новороссийская торгово-промышленная палата» был переизбран Игорь Жаринов.
Предпринимательское сообщество доверило бразды правления президенту, который оправдал их ожидания. ТПП и её сотрудники вместе с деловыми людьми переживали непростое для бизнеса время карантина.
Корреспондент «НР» пообщалась с президентом, чтобы выяснить, насколько карантинные меры ударили по малому и среднему предпринимательству.
— Игорь Геннадьевич, мы знаем, что специалисты Палаты почти круглосуточно находились на связи в период карантина, чтобы консультировать всех без исключения предпринимателей города. Что удалось сделать совместными усилиями?
— Да, это было очень горячее время. С апреля этого года мы, как и многие предприятия, работали удалённо, но наша деятельность не прекращалась ни на сутки. Юристы были на связи, постоянно помогая людям. Предприниматели были в растерянности.
Только с апреля по август в Палату поступило 86 письменных обращений по форс-мажору, устные консультации перестали считать после пятисот.
В основном предприниматели хотели получить заключения по форс-мажорным обстоятельствам. Помогали всем.
Немало обращений касалось договоров аренды. Мы разработали формы писем арендодателям о порядке применения предусмотренных законодательством мер урегулирования арендных отношений для предприятий, отнесённых и не отнесённых к наиболее пострадавшим отраслям. Давали людям консультации, призывая стороны договариваться с учётом вот таких, неожиданно обрушившихся на всех обстоятельств. И это удавалось сделать, арендодатели в большинстве своём шли на уступки, устанавливая новые, адекватные обстоятельствам расценки.
По ходатайству Палаты 86 предприятий были включены в Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых не приостановлена ввиду распространения коронавирусной инфекции.
В целом же ситуация для деловых людей действительно оказалась тяжёлой.
Пострадали несетевые магазины, рестораны и кафе, так называемый ивент-менеджмент, основанный на проведении деловых и развлекательных мероприятий. И, судя по всему, эти отрасли будут и дальше испытывать недостаток в клиентах. Как мы знаем, новогодние корпоративы и все мероприятия, связанные с массовым скоплением людей, отменили.
— А появились ли предприниматели, которые, наоборот, сориентировались в новых условиях и развернулись?
— Да, ведь любой кризис – это ещё и вызов. С одной стороны, приносит убытки, с другой – заставляет задуматься о том, чтобы повысить устойчивость бизнеса. Так новый импульс к развитию получили всевозможные службы доставки. Кафе и рестораны, имевшие хорошее IT-обеспечение, оказались на высоте.
Популярность обрели компании, предоставляющие услуги web-конференций, а также услуги по внедрению электронного документооборота.
Более того, наша Палата занимается сейчас комплексной программой связи с внешними потребителями, мы сами переходим полностью на «цифру», что позволит нам в случае очередного карантина работать удалённо.
Новый вызов цифровизации даёт широкие возможности для предпринимателей. Главное, вовремя оценить эти преимущества и внедрить в работу.
— Удалось ли новороссийским предпринимателям доказать, что время карантина – это форс-мажорные обстоятельства?
— С нашей помощью только три предприятия получили такие заключения. Объясню почему. Уходя на карантин, каждый предприниматель считал, что его «накрыл» форс-мажор. Но это не так. Существует такое понятие, как предпринимательские риски. Например, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров или отсутствие у должника денег. Что касается форс-мажора, то одно из предприятий, получившее такое заключение, действительно не могло именно на тот момент выполнить свои обязательства. Речь шла об установке охранных сигнализаций. Нам удалось доказать, что подрядчики не могли все работы сделать в срок, поскольку у них застопорились поставки оборудования, невозможно было заключить кое-какие договоры. Но надо также понимать, что заключение о форс-мажоре — это не индульгенция, чтобы не выполнять условия договора. И эти подрядчики прекрасно понимали ситуацию. Предприятие оказалось очень ответственным, и, как только представилась возможность, работа была выполнена.
Кстати, с 1 января будущего года Новороссийская ТПП будет выдавать свидетельства форс-мажора на договорные отношения между субъектами российского предпринимательства. Сейчас сотрудники ТПП проходят обучение, тестирование, сдают экзамены. Наша Палата – одна из немногих муниципальных палат в стране и крае, кто получил такой «допуск». У нас будут сертифицированные сотрудники по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы.
Также мы планируем внедрение службы аккредитации гостиничного бизнеса, что позволит нашим специалистам присваивать «звёзды» гостиницам.
Ещё одна полезная миссия – привлечение предпринимателей города к участию в государственных и муниципальных контрактах, закупках. Будем консультировать бизнес, помогать людям с заполнением документации, чтобы максимально привлечь новороссийских деловых людей к освоению средств из бюджета. Это позволит сделать так, чтобы бюджетные средства оставались там, где они заработаны. В ТПП создана специальная комиссия, которая будет разрабатывать эти механизмы.
— Какой урок вынесен из пережитой в пандемию ситуации именно для бизнеса?
— Надо учиться договариваться и учиться внимательно следить за законодательной и нормативной базой, регулирующей предпринимательскую деятельность.
Многие предприниматели, вынужденно закрывшие свои магазины, салоны красоты, студии, не знали, каким образом им рассчитываться за аренду помещений. Они в отчаянии звонили на горячие линии, но даже не попытались договориться с самим владельцем квадратных метров.
Мы информировали людей о налоговых льготах и отсрочках, информировали о рекомендациях Роспотребнадзора, льготных кредитах, мерах государственной поддержки, разъясняли, какая ответственность их ждёт за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства. Люди говорили, что протянутая им рука помощи оказалась весьма своевременной.