В обсуждении приняли участие представители родительской общественности, частных охранных организаций, а также директора школ.

Уровни защиты

Как обеспечивается безопасность школьников? Какие уровни защиты предусмотрены для этого? Вопросы отнюдь не праздные на фоне существующей террористической угрозы, стали главными для обсуждения.

Елена СЕРЕДА, начальник управления образования городской администрации: «Территория каждого образовательного учреждения огорожена по периметру забором, во всех школах установлено видеонаблюдение с камерами ночного видения, по мониторам охрана круглосуточно отслеживает каждый уголок здания и школьного двора. Наши учебные заведения самостоятельно заключили договоры с частными охранными организациями, которые оказывают услуги по обеспечению безопасности, на проходной неусыпно дежурят лицензированные охранники. Во всех школах установлены тревожные кнопки, по которым охранник в любое время может вызвать группу быстрого реагирования или наряд полиции.

Периодически проводятся учебные занятия по эвакуации детей в случае ЧП. Тренировки показывают, что эвакуация детского сада, например, в период тихого часа, когда необходимо не только поднять малышей, но и одеть и вывести их за пределы территории, занимает всего 9 минут. А в школах это время вообще минимальное. Персонал срабатывает очень четко.

Последнее новшество, которое мы вводим с начала этого учебного года, – установка электронных проходных. Сегодня они уже действуют в гимназиях №№ 2 и 5, школах №№ 19, 29, 33 и 40».

Надежда ИВАНАСЬ, директор школы № 29: «На базе нашей школы занимается ряд учреждений дополнительного образования. Чтобы контролировать потоки школьников и юных спортсменов, было решено ввести у нас систему электронной проходной. У каждого ребенка, равно как и у всех сотрудников школы и тренеров, есть электронные карточки, которыми при входе и выходе все отмечаются на проходной, чтобы открылся турникет. Без специального пропуска в школу никто посторонний не войдет. А я в любой момент могу сверить списки присутствующих и отсутствующих учеников, сняв данные с компьютера, что тоже очень удобно.

Более того, родители по желанию могут пользоваться услугой СМС-сообщений. Как только ребенок отметился карточкой, на мобильный телефон поступает СМС: «Ваш ребенок зашел в школу». То же самое – при выходе. Для родителей первоклашек в этом пока нет необходимости, поскольку они сами приводят и забирают своих детей. А вот у родителей подростков эта услуга востребована. Они могут контролировать свое чадо в течение всего учебного процесса. Если ребенок несколько раз за день выходил из школы и заходил обратно, это может вызвать у пап и мам определенные к нему вопросы. Детей это дисциплинирует».

Коллегиальное решение

Обеспечение безопасности в школах ни у кого не вызывает сомнений. Однако не все родители знают, как они могут влиять на взаимоотношения школы с охранной организацией.

Елена СЕРЕДА: «Сегодня услуги по охране школ оказывают порядка пяти частных охранных предприятий. Причем образовательное учреждение выбирает предприятие самостоятельно, обсудив этот вопрос коллегиально. Управление образования только после того, как школа определилась со своим выбором, совместно с управлением МВД города запрашивает пакет документов на это охранное предприятие, всесторонне его проверяет и дает разрешение на заключение договора. Необходимо, чтобы это предприятие обязательно было лицензировано и обладало соответствующими ресурсами».

Наталья МИКОВА, директор школы № 14: «Выбор охранной организации, с которой заключается договор, принимает коллегиальный выборный орган, который прописан в Уставе школы. Как правило, это управляющий совет. В него входят председатели родительских комитетов от каждого класса, учащиеся и педагогический коллектив – в определенном соотношении. Поэтому администрация школы ни в коем случае не навязывает родителям своего решения».

Елена СЕРЕДА: «Как видите, участие родителей в организации безопасности образовательного учреждения – самое прямое. Родители к тому же полномочны предъявлять претензии охранному предприятию, если таковые имеются».

Елена КОЛЬЦЮК, директор гимназии №2: «Три года назад, когда я работала директором школы № 10, родители попросили сменить охранника. Потому что они увидели его курящим на углу школы, в неположенном месте, на виду у детей».

Родительский долг

Во сколько обходится родителям оплата услуг охранников? Нет ли жалоб или недовольства со стороны родителей по поводу платы? – эти вопросы также поднимались на совещании.

Елена СЕРЕДА: «К сожалению, сегодня бюджет не позволяет нам полностью оплатить услуги охранных организаций в школах за счет муниципалитета. Поэтому оплата осуществляется за счет родителей. Но самым маленьким по численности школам №№ 12, 15, 16, 17, 25 и 31 мы оказываем частичную финансовую поддержку. При этом считаю, что каждый родитель сегодня должен думать о безопасности своего ребенка и максимально принимать в этом участие».

Александра ГРЕЧИШКИНА, председатель родительского комитета 4 «Б» класса гимназии №2: «У нас оплата составляет 150 рублей в месяц. Считаю ее вполне умеренной. Претензий к охранникам, работающим в нашей школе, нет. Это очень надежные и доброжелательные люди. Ребенок, потеряв, например, пакет, идет за помощью не к учителям, а к представителю охраны».

Елена БЕЛОВИЦКАЯ, председатель родительского комитета 2 «Б» класса школы № 14: «В нашей школе оплата составляет 120 рублей в месяц. Кто-то платит без проблем, но есть родители, которые наотрез отказываются. В основном это люди, у которых не очень большая зарплата, хотя для них предусмотрены льготы».

Людмила БАБАНСКАЯ, представитель родительского комитета школы № 15: «У нас 120 рублей в месяц плата, или 1080 рублей за год. Многодетные, малообеспеченные родители платят 60 рублей. И те, у кого по двое-трое детей учатся в нашей школе, тоже имеют скидку в 50 процентов. Претензий к охране нет».

Надежда ИВАНАСЬ: «Родители должны знать, что городские власти очень многое делают для безопасности школьников. Так, видеокамеры и тревожные кнопки поставлены за счет краевого и городского бюджетов. На днях в нашей школе был такой случай. В четвертом часу ночи по монитору видеонаблюдения охранник заметил на территории школы человека с неадекватной походкой. Тревожной кнопкой вызвал вневедомственную охрану, и через две минуты подозрительный гражданин был выдворен за пределы школьной территории. Поэтому я стараюсь родителям объяснять, что мы никогда не соберем такие большие деньги на те же видеокамеры. Лучше внесем маленькую лепту в защиту своих детей и поможем казне поддержать безопасность в школах на должном уровне».

Охрана не дремлет

Какими инструкциями руководствуются охранники? Всегда ли добросовестно они выполняют свои обязанности? Можно ли вообще обойтись без их услуг?

Елена СЕРЕДА: «Организация профессиональной охраны образовательного учреждения, безусловно, важна. Не только из-за угрозы терактов. Редко, но бывают случаи, когда приходит папа, начинает искать ребенка. За ним приходит мама, которая запрещает встречаться папе с ребенком.
 И когда директор или учитель просит родителей выйти и разобраться вне школьной территории, реакция у родителей нулевая. А когда охранник подходит к ним, это имеет эффект».

Игорь СТАРОВОЙТОВ, начальник охраны частной охранной организации «Эгида»: «Есть четкие инструкции, как действовать охраннику в подобных ситуациях. Даже если на школьной проходной заявился один нетрезвый родитель, вызывается группа быстрого реагирования. Группа приезжает в течение 3-5 минут, и вопрос решается без потасовки».

Владислав ОЛЬШАНОВ, заместитель начальника охраны ЧОП «ООО «Легион-секьюрити»: «Возникают на территории школы и конфликтные ситуации между родителями и сотрудниками охраны, когда папы и мамы недопонимают роль охраны. Они считают, что как родители имеют право зайти в школу беспрепятственно, куда и когда захочется. Но для этого и существует охрана, чтобы в школе соблюдался пропускной режим. У охранника есть контактные телефоны учителей, школьной администрации, по которым он сообщает, кто пришел и по какому вопросу. И, получив указания, он либо пропускает посетителя, либо просит подождать. Наши действия направлены еще и на то, чтобы сотрудникам школы и детям было комфортно во время учебного процесса».

Надежда ИВАНАСЬ: «Хотелось бы отметить еще одну важную функцию – охрану материальных ценностей, необходимых школе для организации учебного процесса. На кого, как не на охранника ее возложить?»

Роман ШЛЯПИН, заместитель директора ООО «Частная охранная организация «Абрис»: «В каждую школу, в каждый садик полицейского не направишь. Или попробуйте родителей поставить дежурить на проходной. Сомневаюсь, что кто-то пойдет на это. А если никто не будет охранять школу, кому отвечать за безопасность детей?

В прошлом году в семь утра первого сентября наш охранник, дежуривший в школе № 31, при обходе территории обнаружил возле здания школы закрытую коробку из-под микроволновки. Что делать? Охранник нажал тревожную кнопку, вызвал полицию. Разобрались, что это просто пустая коробка, ветром прибило. А если бы она не пустая была?»

Будьте спокойны, но бдительны!

Подводя итоги заседания, еще раз задаем сакраментальный вопрос: мы, родители, можем быть спокойны за безопасность наших детей в часы их учебы?

Елена СЕРЕДА: «Думаю, что да. Мы – педагоги, родители, ученики, охранники и правоохранительные органы – совместными усилиями применяем все возможные меры безопасности.
 Но хотелось бы обратить внимание родителей на два момента. Во-первых, отправляя ребенка в школу, убедитесь, что он не берет с собой на уроки посторонних предметов. У нас буквально недавно был случай в одной из школ, когда мальчик принес газовый баллончик для отпугивания животных и начал его распылять. Пришлось проводить эвакуацию детей.
 Во-вторых, серьезно относитесь к пожеланиям педагогов и требованиям охранников. Особенно часто у нас бывают проблемы в сентябре, когда родители первоклассников пытаются проникнуть в класс к своим детям во время уроков, полагая, что там они лучше услышат рекомендации учителя. Мы убедительно просим родителей ожидать детей на улице. Ради безопасности наших с вами детей».

Евгений РОЖАНСКИЙ.