«Голубая линия» была прорвана в Новороссийске
ОДНИМ из исходных пунктов для решающей атаки стала юго-восточная окраина города, где в сентябре 1942 года было остановлено продвижение врага вдоль Черноморского побережья. Новороссийск к тому времени был превращен немцами в сильно укрепленный участок фронта, входивший в систему глубоко эшелонированной обороны «Голубая линия».
По данным новороссийского историка Тамары Юриной, приведенным в ее исследовании «Новороссийское противостояние», подступы к городу со стороны Сахарной Головы, перевалов Неберджаевский и Маркотх прикрывались пятью траншеями и проволочными заграждениями в семь рядов кольев. В восточную часть города, к Мефодиевке, можно было проникнуть только через узкий проход шириной менее километра, превращенный в сплошную сеть траншей и оборонительных сооружений, которых было более полутысячи. Мощная оборона противника свидетельствовала о том, что именно отсюда немцы ждали наступления основных сил.
В ночь на 11 сентября у врага был отбит главный узел обороны на побережье – цементный завод «Пролетарий», а наступавшие группы сумели продвинуться от цемзавода «Октябрь» к поселку Мефодиевскому. Десантные части ворвались на территорию города и завязали уличные бои. В целом этот фланг был избран командующим фронтом генерал-лейтенантом И. Петровым еще и из-за того, что немецкое командование было уверено в неприступности своих позиций на восточном берегу бухты.
Основные силы Восточной сухопутной группы составляла 318-я стрелковая дивизия, которой командовал полковник В. Вруцкий. Она вскоре была усилена штурмовым отрядом 55-й гвардейской стрелковой дивизии и танковой группой.
Именно воинам этой дивизии при участии уже высаженных десантных отрядов предстояло прорвать немецкую оборону в районе цемзавода «Октябрь», а затем освободить район цемзавода «Пролетарий» и поселок, находившийся на Балке Адамовича.
Десантники шли вперед
БОЛЬШУЮ помощь 318-й стрелковой дивизии в этом оказали десантники, сражавшиеся на захваченных плацдармах, так как внимание немецкого командования было приковано как раз к этим десантным группам. Воинам дивизии удалось, пользуясь выгодным моментом, добиться успеха в районе Сахарной Головы.
По приказу командующего армией К. Леселидзе, оценившего ситуацию, на помощь сражавшемуся в окружении 1339-му полку был отправлен по морю 1337-й полк, с которым отправился и командующий дивизией В. Вруцкий. Усиленная десантная группа выполнила свою задачу и, отбивая здание за зданием, вышла к клубу портовиков. После того как немцы ввели в бой новые подкрепления, стало понятно, что сил одной только 318-й дивизии будет недостаточно для того, чтобы прорвать оборону.
Врага громили и гвардия, и танкисты
КОМАНДОВАНИЕ Северо-Кавказского фронта принимает решение перебросить из своего резерва 55-ю гвардейскую Иркутскую дивизию, которой командовал генерал-майор Б. Аршинцев, и 5-ю гвардейскую танковую бригаду полковника П. Шуренкова, выдвинувшуюся из Кабардинки. Одновременно последовали мощные бомбовые удары артиллерии и авиации по местам сосредоточения. Переброска подкреплений десанту и наступавшим частям Восточной группы и своевременные удары имели решающее значение в битве за Новороссийск.
Итогом этого стало сломленное сопротивление врага, противостоявшего силам 318-й стрелковой дивизии. К утру 11 сентября 1943 года части дивизии соединились с вырвавшимся из окружения
1339-м стрелковым полком и в течение дня захватили электростанцию, район Турецкого Сада и цемзавод «Пролетарий».
Опередили – значит победили
НЕМЦЫ всячески пытались переломить ход сражения за Новороссийск. Им удалось сосредоточить силы в районе Сахарной Головы, собрав здесь два десятка танков, штурмовые орудия и до двух полков пехоты. Они пытались нанести удар в направлении цемзавода «Октябрь», чтобы отрезать и уничтожить передовые части Красной армии, наступавшие в этом районе.
Однако к тому времени была усилена десантная группировка за счет 393-го отдельного батальона морской пехоты и частей 290-го стрелкового полка НКВД, что позволило перенаправить основные силы 318-й дивизии в сторону перевалов и опередить врага, выйдя в тыл к немцам. Начиная с 14 сентября группировке вермахта постоянно пришлось сражаться в обстановке возможного окружения. К этому времени части 18-й армии при поддержке 55-й гвардейской дивизии одолели врага в районе вокзала и приблизились к Цемдолине. Со второй половины 15 сентября немцы стали отводить свои войска в западном и северо-западном направлениях, а вскоре началось и отступление их главных сил.
Отбили Сахарную Голову
Неоценимую помощь наступавшим частям оказывали партизаны из отрядов Новороссийского куста, благодаря которым части Красной армии могли ориентироваться в рельефе местности и на городских улицах. В боях за господствующие высоты отличились бойцы 89-й стрелковой дивизии, в составе которой были исключительно воины армянской национальности. Во многом именно благодаря им удалось овладеть важным пунктом обороны немцев – Сахарной Головой. Ранее владея этой высотой, вражеские войска имели возможность контролировать практически все подходы к Новороссийску.
Салют, свободный город!
16 СЕНТЯБРЯ 1943 года части Западной сухопутной группы освободили Федотовку. К 10 часам утра город и порт были полностью освобождены от присутствия вражеских сил. В этот же день наши войска заняли и другие населенные пункты – Борисовку, Васильевку, Гайдук, Кирилловку. В 20 часов 16 сентября Москва 12 артиллерийскими залпами из 124 орудий салютовала воинам, освободившим Новороссийск. Но этот салют был не единственным. В честь освобождения второй базы флота на Черном море 12 залпами салютовали корабли Черноморского флота.
Выставка на передовой
ВО ВРЕМЯ освободительных боев за Новороссийск в сентябре 1943 года вместе со сражавшимися частями на восточном побережье работала группа фронтовых кинооператоров. Снятые ими кадры в дальнейшем вошли в документальный киносюжет «В районе Новороссийска», который был подготовлен для показов в кинотеатрах страны на территории, контролируемой Красной армией. В сюжете рассказывается о фронтовом художнике, лейтенанте Георгии Яремщикове, который в период сентябрьских боев организовал выставку своих работ в районе цементных заводов, буквально в 200 метрах от передовой линии. Это были портреты сражавшихся рядом с ним бойцов и офицеров и многочисленные фронтовые зарисовки.
Разрушенный до основания, но не сломленный
«ПЕПЕЛ Новороссийска», «Отомстим за Новороссийск» – с такими заголовками выходили краевые газеты после 16 сентября. В эти дни в городе побывали руководители края с информацией о злодеяниях фашистов в Новороссийске. Сообщались подробности оккупационного режима, давалось описание состояния города после его освобождения. Это были первые официальные документы, раскрывшие масштабы трагедии Новороссийска.
Из спецдонесения прокурора Краснодарского края П. Апенина: «Ни один из городов края и многих других краев и республик (не считая г. Истры Московской обл., Севастополя, Сталинграда и, может быть, частично г. Воронежа) не разрушен так сильно немецкими захватчиками, как город Новороссийск. Все промышленные предприятия и портовые сооружения до основания разрушены. Город зарос бурьяном. Это свидетельствует о том, что немец в течение долгого времени этот город держал на особо осадном положении, так как наши части держали немцев в таком напряжении, что ни о какой «нормальной» жизни нельзя было и думать».