Официально введена на кораблях Русского императорского флота она была по указу великого князя Константина Романова.
Цвета Андреевского флага
Для расцветки тельняшки синими и белыми полосами было придумано вполне солидное обоснование – они олицетворяли цвета Андреевского флага.
Довольно быстро тельняшка стала символом престижа морской службы, ведь первое время на флоте тельняшку нужно было еще и заслужить. Далеко не каждый матрос получал полосатую рубаху: ее выдавали тем, кто отправлялся в дальний поход. И, если на моряке тельняшка, не было никаких сомнений в том, что он действительно был в дальнем плавании, претерпел множество трудностей, боролся с опасностью.
В начале XX века в России утвердился модный морской стиль. Матросские костюмчики стали самой популярной одеждой у мальчиков, тельняшки начали носить рабочие парни, стилизованные полосатые купальники были писком моды на курортах, а в полосатых майках играли первые футбольные команды в царской России.
Символом революционных преобразований были матросы в тельняшках, перевязанные пулеметными лентами.
В атаке – полосатые дьяволы
Важной страницей в истории тельняшки стала Великая Оте-чественная война. На сухопутных фронтах воевали бригады морской пехоты, комплектовавшиеся моряками Балтийского и Черноморского флотов. Морские пехотинцы отличались невероятной храбростью, они ожесточенно дрались с противниками, за что сами гитлеровцы называли их «черными дьяволами» и «полосатыми дьяволами». Не секрет, что, когда в атаку поднималась масса бойцов в тельняшках, враг приходил в смятение.
По мнению военного историка Игоря Полянского, поговорка «Нас мало, но мы в тельняшках» подчеркивала роль тельняшки как символа смелости.
Морская душа сражалась на Малой Земле
Во время войны тельняшка получила прозвище «морская душа». Носить ее под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом, традицией куниковцев. И, как всякая традиция, рожденная в боях, «морская душа» означает многое. Когда на фронте нарастает военная угроза, Красный флот шлет на сушу всех, кого может, и моряки встречают врага на самых тяжелых участках боев. Их знают на фронте по сине-белым полоскам, прикрывающим широкую грудь, где гневом и ненавистью горит гордая за флот душа моряка, отважная краснофлотская душа, готовая к отчаянному поступку, не знакомая с паникой и унынием, верная душа преданного сына Родины.
На таких еще не попадал
В конце марта 1943 года десантный отряд, высаживавшийся на малоземельский плацдарм под командованием майора Ц. Куникова, по приказу наркома ВМФ был отведен на отдых и переформирован в Геленджик. В начале апреля расположение отряда посетили заместитель наркома ВМФ, генерал-майор береговой службы Левченко и член Военного совета Черноморского флота контр-адмирал Кулаков. Отряд был построен для встречи. Трудно было сказать, представителем какой части был этот небольшой отряд по внешнему виду – по форме. Некоторые из бойцов были в немецких куртках и флотских брюках навыпуск. Рослый коренастый матрос, а по форме его нельзя было назвать матросом, стоял в армейских, цвета хаки, поношенных брюках и в тапочках, подпоясанный флотским поясом с надраенной до блеска бляхой.
Некоторые обладали и полной формой – флотской, сохранившейся еще с корабля, откуда они пришли в отряд, но она не имела парадного вида, испытав пороховой дым и копоть, пыль и грязь траншей и ходов сообщений. Замыкающий – низкий, широкоплечий, но молодой, белокурый, с обветренным лицом паренек, в широких не по росту, зеленоватого цвета немецких брюках и немецких сапогах, в бушлате и бескозырке. Лицо его не украшали борода и усы, оно было покрыто золотистым легким пушком.
Установить форму стоявших в строю моряков не представлялось возможным, настолько она была пестра и разнообразна, настолько было много комбинаций в одежде, состоявшей из всех видов форм разных частей войск. Но всех объединяли два элемента – тельняшка, выглядывавшая у каждого из-под одежды, и дополнительное украшение – ножи, они висели у каждого бойца на поясе по левую сторону.
Тогда генерал-майор Левченко, осматривая строй, сказал: «Много я видел войск, много видел фронтов от Балтики до Черного моря, в Одессе, в Севастополе, но на таких еще не попадал».
Про две пуговички не позабыли
И действительно, куниковцы отличались по внешнему виду от представителей всех родов войск, но их легко можно было узнать по сине-белым полоскам, которые ярко вырисовывались через распахнутый, как бы случайно, ворот армейской гимнастерки или какого-либо френча.
В апреле 1943 года куниковцам была присвоена единая форма: морская бескозырка, тельник и защитная армейская гимнастерка. Разрешалось ворот расстегивать на две пуговицы.
Флотский дух помогал Сталинграду
Много для популяризации тельняшки сделал писатель Леонид Соболев. Его рассказы и очерки о флотской жизни печатали газеты «Красный флот», «Комсомольская правда», «Правда», журнал «Новый мир». Именно в журнале «Новый мир» был опубликован цикл новелл «Морская душа».
И вот беспрецедентный случай в газетной практике: через месяц газета «Правда» по специальному указанию ЦК ВКП (б) перепечатывает всю «Морскую душу» с сообщением Совинформбюро о начале Сталинградского наступления. Верховный главнокомандующий И. Сталин решил, что «залп» «Морской души» перекликается с артиллерийскими залпами начавшегося наступления.
По воспоминаниям самого Соболева, 20 марта 1943 года в Сочи он решил писать повесть о моряках боевых катеров и просматривал свои блокноты, готовясь к новой работе. В этот день по радио из Москвы было передано сообщение о присуждении ему Сталинской премии за книгу «Морская душа». Узнав об этом, Соболев отложил все дела, побежал на почту и дал телеграмму Сталину: «В течение всей войны маленькие сторожевые катера Черноморского флота героически несут повседневную службу. Каждый лишний катер – лишний удар по врагу. Поэтому всю присуждаемую мне премию вношу на постройку еще одного такого катера. Прошу вашего разрешения назвать его «Морская душа» и зачислить в 4-й дивизион сторожевых катеров Черноморского флота». Возглавлял дивизион будущий Герой Советского Союза Николай Сипягин.
Крестный отец морских пехотинцев
Через несколько дней Сталин написал Соболеву. В ответной телеграмме были слова благодарности и согласия. Так Соболев стал «крестным отцом» капитан-лейтенанта Николая Сипягина, который высаживал отряд десантников морской пехоты под командованием майора Ц. Куникова в район Станички близ Новороссийска. Десантники захватили плацдарм, что стал позже называться Малой Землей. Сипягин после десантной операции продолжал поддерживать морских пехотинцев катерами своего дивизиона, обеспечивая подкреплением и боеприпасами.
А еще через день после сталинского послания Соболев получил телеграмму от флотского командования: «Личный состав катера «Морская душа» оправдает традиции русских моряков и с честью будет носить военно-морской флаг, умножая славу Черноморского флота».
«Шутливое и ласковое прозвище краснофлотской тельняшки «морская душа», – писал Соболев, – приобрело в Великой Отечественной войне новый смысл, глубокий и героический. В пыльных одесских окопах, в лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в зарослях горного дубняка – везде видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной шинели, ватника, полушубка или гимнастерки родные сине-белые полоски «морской души». Носить ее под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписаным законом».
«Стальные» двадцать лет
Тельняшка стала символом многих созданных произведений искусства – кинофильмов, художественных полотен, песен и стихов.
Песню «Тельняшка» на стихи Л. Длигача, сражавшегося под Новороссийском, написал композитор Ю. Слонов, служивший на Черноморском флоте в звании техника-интенданта первого ранга. Она включена в сборник «А песня звала в бой», который содержит произведения, исполнявшиеся на Малой Земле.
Участник десанта в Южную Озерейку К. Прокофьев сочинил во время боев за Новороссийск в 1943 году стихотворение «Тельняшка»:
…Сквозь огонь он вырвался вперед,
Грунт скребя пробитыми руками,
И закрыл перед атакой дот,
Словно сталью, двадцатью годами.
И ракете долгожданной вслед,
Стиснув зубы, бросились ребята…
Впереди в горах краснел рассвет,
Как его тельняшка, полосатый.