Справедливый спорт
Когда я еще только учился, то часто в свободное время приходил в сквер, где на лавочках местные ораторы выдавали порой такие шокирующие откровения, что остальные стояли, открыв рты, удивляясь своему невежеству. Политики там почти не касались, зато спортивная тема была всегда.
Так, на одном из диспутов меня окончательно убедили, что самый несправедливый вид спорта — это баскетбол. А самые хитрые – борцы. Не борются же в одной весовой категории амбалы, которые весят по сто с лишним килограммов, с теми, у кого собственный вес — всего 70 кг!
Почему же баскетболисты, у которых рост — два и более метра играют с теми, у кого 170 сантиметров?
Несправедливость была очевидной, и «клуб» решил, что надо проводить соревнования по ростовым показателям: до 180 см, от 180 см до 2 м и от 2 м и выше. Интересно, приходило ли кому-нибудь такое в голову?
Единственное событие, которое в негативной оценке объединяет народ всей нашей страны вне зависимости от вероисповедания, пола, национальности, образования и «тараканов в голове», — это игра в футбол.
Клуб болельщиков
Вне конкуренции по посещаемости, клуб болельщиков «Черноморца», всегда собиравший «полный аншлаг». Здесь на «повестке дня» стояла не только игра команды в целом, но и разбирался каждый игрок в отдельности, вплоть до причуд его тещи.
Спорить с ораторами или засомневаться в приводимых фактах – признак высшей бестактности. Нужно молча слушать, изредка просить рассказчика что-либо уточнить, стараясь высказать удивление услышанному, периодически вставляя: «И надо же…», «Вот это да…», «Ну, дела…».
Не обижайте футболиста
Вброс информации для размышления осуществлялся на каждом «собрании». Например, в разгар беспощадной критики «Черноморца», проигравшего накануне, вдруг раздалось: «Друзья!» Все притихли и уставились на очередного оратора.
— Друзья! Зачем мы обижаем бедных футболистов! Классики марксизма-ленинизма – а вы их, разумеется, читали и конспектировали – говорили, что благодаря рукам человек в процессе эволюции сделал себя человеком! Рукам! Но нигде не упоминается, что в эволюции принимали участие… ноги! Вот и придумали футбол, чтобы посмотреть, что же можно ими сделать. Мысль была новой, и ее обсуждение заняло чуть ли все время очередного «заседания».
Шахматная радость
Вообще же самыми обделенными в плане выражения эмоций находятся шахматисты. Вот, например, футболисты. Стоит кому-нибудь из них попасть мячом в сетку ворот, как автор забитого мяча, вытаращив глаза, начинает носиться по полю, кувыркаться, рвать на себе майку, ухитряясь еще и скрутить по «дуле» своим противникам. За ним гонится вся его команда, орущая в стиле Тарзана. И все у футболистов в порядке вещей: зрители вопят, игроки с трудом выползают из «кучи-малы», чтобы снова погоняться за единственным мячом.
А теперь шахматисты. Допустим, идут командные соревнования. Вдруг кто-то, выиграв фигуру, срывается с места, бегает с ней по залу, визжит от радости, падает на колени перед зрителями (любимый трюк футболистов), а на него наваливаются члены команды, целуя такую умную голову. Но история этого не зафиксировала. Вот и получается, что одним можно все, другим – даже не пикни!
И приходится шахматистам, стиснув губы, молча и в одиночку, переносить «радость побед и горечь поражений». Но есть у них и отдушина. В каждом городе имеются укромные местечки – в скверах, павильонах, а то и под открытым небом, где собираются шахматисты различной силы, от любителей до мастеров.
Специфичная игра
На шахматных лавочках в парке молчаливые, задумчивые, одинокие и угрюмые игроки преображаются в изворотливых, находчивых, отважных и, что особенно важно, остроумных и веселых бойцов. С первых же ходов, особенно если противники уже знают друг друга, начинается шахматный «звон». Уметь остроумно и к месту «звонить» — тоже большое искусство и ценится народом не меньше, чем игра! Едва ли не каждый ход, свой или партнера, сопровождается комментариями, шутками, стихами и даже песнями, заставляя болельщиков стоять плотным кольцом до конца поединков.
Логика игры в «блиц» специфична и имеет ряд особенностей, делающих игру живой, интересной и азартной. В частности, возникающие ошибки придают игре дополнительный драматизм, ничьих просто не бывает, а позиция на доске может измениться в доли секунды. При этом вид «висящих» на часах флажков заставляет принимать мгновенные решения, повышая у болельщиков и у играющих уровень адреналина.
Партия Гамлета
Лавочные коллективы формируются по принципу естественного отбора, где каждый может отыскать соперника согласно своему уровню. Здесь же можно повысить и свою эрудицию. Так, одно время играл, и довольно прилично, солидный мужчина в возрасте, с типичной шевелюрой стареющего артиста, благодаря которому мы познакомились с творчеством Шекспира. Когда назревал размен, он, держа руку над доской, выдавал: «Бить или не бить? Вот в чем вопрос!» А если он что-то проигрывал, то следовало: «Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?» Когда же получал мат или у него падал флажок, то поднимал глаза кверху и провозглашал: «Офелия! О нимфа! Помяни меня, бестолкового, в своих молитвах!» За такую любовь к Шекспиру его стали называть Гамлет, с ударением на первый слог.
Судьба невесты
Умение играть в шахматы было своего рода визитной карточкой, повышающей твой рейтинг в различных ситуациях. Когда мой друг Миша пошел знакомиться с родителями своей невесты, то через пару минут после знакомства будущий тесть поинтересовался: «В шахматы играешь?» И усадил Мишу за доску. Хорошо, что Миша играл в силу первого разряда, и даже играл в турнирах. Его противник играл примерно так же, и они, под пристальным вниманием всего семейства – деда, бабки, двух теток, младшей сестры и будущей тещи, сражались весь вечер с переменным успехом. На 50 процентов судьба невесты была решена в первый же вечер благодаря игре в шахматы.