Для нескольких десятков людей, участвующих в еженедельных пешеходных ознакомительных прогулках и экскурсиях по новороссийским улицам и районам, такое времяпрепровождение стало увлекательным занятием с изучением истории родного города.
Познавательные путешествия для желающих отправиться по новым городским маршрутам готовят трое увлеченных людей – Василий Алексеев, Сергей Дукачев и Игорь Гусенин. Приглашая на очередную экскурсию, они всегда призывают: «Приходите, будет интересно!»
Одно из популярных мест, куда отправляется раз в неделю до полусотни горожан – это район Стандарта. К примеру, за последний месяц, «Провинцiя» и компания здесь побывали дважды. Один из маршрутов отправил всех желающих побродить по улочкам района, а второй проходил по Береговой улице (ныне – ул. Портовая).
Именно эту часть города изобразил на своей новой схеме «Старый Новороссийск, Стандарт, часть 2» Василий Алексеев. Напомним, что в прошлом году он выпустил схему, рассказывающую об исторических зданиях центральной части города.
— История Стандарта началась в 1879 году с покупки участка земли в районе северо-восточного склона Маркотхского хребта американским предпринимателем Гербертом Тведлем, отмечает Василий Алексеев. — Здесь им было начато строительство нефтеперегонного завода. Однако вскоре выяснилось, что собственных средств ему недостаточно, и он привлек французских финансистов. С этого момента начало свое существование нефтепромышленное общество «Русский стандарт». Благодаря притоку рабочего люда, район быстро был застроен и во многом оказался благоустроенней центральной части города. Зацемесская земля и район Стандарта вошли в состав города. Здесь находилось немало городских достопримечательностей.
Перечень исторических объектов (от ул. М. Борисова до ул. Портовой)
- Свято-Троицкая Скорбященская церковь. Построена в 1906 году.
- Церковно-приходская школа при церкви. Конец XIX века.
- Ремесленное училище. Конец XIX века.
- Больница моряков. Конец 1930-х годов.
- Нефтезавод «Грозненский Стандарт», частично сохранился.
- Второе общественное собрание. Конец XIX века.
- Комплекс жилых домов. Конец XIX века.
- Комплекс жилых домов. Конец XIX века.
- Жилой дом. Начало XX века.
- 4-х этажное здание. Конец XIX века, разрушено в 1943 г.
- Доходный дом. Постройка 1910 года. В 1920-годах здесь находилось китайское посольство.
- Жилой дом. Постройка 1910 года.
- Элеватор. Построен в 1894 году.
- Жилой дом. Построен в 1895 году. В нем размещался кинематограф А. Гуцмана.
- Жилой дом. Построен в 1901 году.
- Жилой дом. Построен в 1930-годы.
- Жилой дом. Построен в 1928 году.
- Железнодорожный вокзал. Построен в 1888 году.
- Электростанция трехфазного тока. Построена в 1893 году.
- Труба котельного отделения электростанции. Конец XIX века.
- Малый тоннель. Построен в 1900 году.
- Въезд на ул. Жуковского.
- Жилой дом. Начало XX века. Разрушен во время войны.
- Жилой дом. Начало XX века.
- Контора общества «Русский Стандарт». Конец XIX века.
- Жилой дом инженера Шенсновича. Конец XIX века.
- Почтово-телеграфная контора. 1914 г.
- Черноморский экспресс. Ходил до 1917 года.
- Башня транспортной галереи элеватора. 1898 г.
- Старый морвокзал. Построен в 1930-е годы, снесен.
- Автотакси. Курсировало от центра города до ж/д вокзала.
- Здание коммерческого агентства Владикавказской железной дороги. Построено в 1889 г. Ныне – управление НМТП.
- Памятник В. Ленину. Открыт в 1926 году.
- Большой тоннель. Построен в 1900 г.
- Клуб им. Сталина. Построен в 1924 г. Ныне – клуб портовиков.
- Торговое представительство Италии. Конец XIX века.
- Таможня. Конец XIX века.
- Гостиница «Франция». Конец XIX века.
- Амбары. 1910 г.
- Завод «Макларен, Фрейшист и Ко». Конец XIX века.
- Дом моряка. 1923 г.
- . Пароход «Ловмур». Врезался в пристань в 1911 г.
- Пароход «Св. Николай». Построен в 1891 году.
Следить за новостями «Провинцiи» можно в группах «Провинцiя»/ВКонтакте и на канале YouTube «Новороссийск: история где-то рядом».