Оказывается, самоуправление в Новороссийске в позапрошлом веке начиналось с полицмейстера, в первых выборах городских депутатов могли участвовать лишь те граждане, которые обладали имуществом на сумму не менее одной тысячи рублей, а тех, кто игнорировал выборы, подвергали ощутимым штрафным санкциям.
Продолжительное время новороссийская полиция, являясь преимущественно административным органом, исполняла обязанности управления городским хозяйством. При этом до середины 80-х годов XIX века сводки о состоянии дел и соблюдении правопорядка в Новороссийске являли собой весьма оптимистичную картину. В начале XX века некий старожил, вспоминая былые времена, заметил: «Скучал полицмейстер за неимением достаточного количества специальных дел и за избытком досуга».
Однако очевидной становилась нехватка полицейских канцеляристов. Штат канцелярии городской полиции составляли секретарь и два делопроизводителя, один из которых исполнял обязанности архивариуса. При этом в компетенцию городской полиции входили в том числе денежные сборы, взыскания, публичные продажи, выдача разрешений на право торговли, отвод земель, перевод горожан из одного сословия в другое и множество других текущих дел.
Начальнику Черноморского округа многократно и безуспешно приходилось обращаться к наместнику на Кавказе с просьбами об увеличении штатов городской полиции. Важным кадровым ресурсом в сфере гражданского управления должны были стать депутаты, делегированные городским обществом в качестве добровольных помощников полицмейстера.
Петр ГУСЕВ