Недавно Кристина посетила свой родной Новороссийск, где начинался ее путь в музыкальное искусство. Певица стала гостем редакции «Новороссийского рабочего» и встретилась с творческим коллективом газеты.
Разговор начался с первой памятной победы 10-летней Кристины на городском конкурсе «Звездочки Новороссийска», у истоков которого стоял «Новороссийский рабочий».
– Кристина, а вы помните то свое выступление на «Звездочках Новороссийска»?
– Я даже помню те произведения, которые исполняла тогда, больше двадцати лет назад. Это была «Хабанера» и неаполитанская песня – такой у меня тогда был репертуар. Да и воспоминания о том конкурсе сохранились на всю жизнь. Помню, что перед выступлением от сильного волнения у меня пропал голос. И до сих пор я страшно волнуюсь перед каждым выступлением. Но как только выхожу на сцену – страх исчезает.
– Когда проходил конкурс, многие переживали не только за вас, но и за вашу маму. Сегодня она так же сильно волнуется, когда вы выступаете?
– Я вспоминаю свой дебют на сцене Большого театра. Я играла Джильду из оперы Верди «Риголето». В одной из сцен меня тащили в мешке. И тут я отчетливо услышала стоны в зале и узнала голос своей мамы. Только она так может переживать за меня, порой плакать, даже несмотря на то, что я исполняю веселую партию.
– Кристина, вы выходили на многие известные оперные сцены мира, побеждали на престижных конкурсах. На ваш взгляд, вы уже достигли звездного статуса?
– Звездой я себя не считаю. Пока что просто хорошая певица. Надеюсь, это не так уж и мало.
– По Новороссийску скучаете?
– Это для меня особенный город, хотя я побывала во многих городах мира на пяти континентах. Я безумно люблю смотреть на наши горы, помню их еще зелеными. Люблю этот удивительный запах моря, прогулки по набережной. Как необыкновенно дышать этим неповторимым воздухом! А в окрестностях города есть удивительные виды, не хуже, чем в Италии.
– А где поселились в Москве?
– Недалеко от Шереметьево. Из-за частых перелетов просто не хочется терять время на автомобильные пробки. Но не смогу сказать, где теперь мой дом. Например, за весь прошлый год в московской квартире была не более трех недель. Такова специфика работы. Сегодня ты выступаешь в Берлине, а завтра уже нужно лететь в Сидней, затем тебя ждет Майами. Время просто сумасшедшее, не то, что было у оперных артистов полвека назад.
– Что самое трудное, когда хочешь добиться успеха на оперной сцене?
– Самое трудное – это найти свой голос. Этого достигают единицы исполнителей. Я про свой голос знаю практически все. Долго занималась поисками, часто меняла репертуар. Я в детстве уже знала, что обязательно буду оперной певицей, и все для этого делала.
– Кристина, кто для вас идеал в оперном искусстве, на кого вы равняетесь?
– Мария Каллас и Анна Нетребко, а еще итальянские певицы Мирелла Френи и Мариэлла Девия. Я до сих пор нахожу для себя новые имена, ведь многие замечательные исполнительницы появились задолго до современной звукозаписи. Из своего опыта отметила бы дебют с Пласидо Доминго в «Метрополитен-опере», потом мы с ним еще полетели в Оман. Рядом с этим удивительным певцом возникают потрясающие ощущения. Он – невероятный. Способен так близко воспринимать все происходящее на сцене, что однажды даже расплакался.
– Согласитесь, далеко не все любят оперу. А как ее полюбить?
– Чтобы слушать оперные произведения в 50 лет, надо прививать любовь к ним с самого детства. Вид оперного искусства, несмотря на его возраст, вовсе не вымирающий. Тем же телеканалам надо искать такие формы подачи оперного искусства, чтобы они смотрелись не хуже, чем ток-шоу.
– Какой зал, по-вашему, имеет наилучшую акустику? Ведь это крайне важно и для исполнителей, и для зрителей.
– Самый наилучший зал по звуку – это оперный театр в Барселоне. Там просто фантастическая акустика. Именно здесь выступала Монсеррат Кабалье.
– Какая для вас самая ценная награда, завоеванная за всю свою карьеру?
– Это победа на престижном конкурсе оперных певиц имени королевы Сони в норвежском Осло. Я долго готовилась к этому конкурсному выступлению, но победа стала для меня просто неожиданным известием.
– На какой сцене мечтаете выступить?
– Таким местом для меня остается «Ла Скала» в Милане. Предложение выступить там мне уже делали, но я тогда была занята в другом проекте.
– Ваша самая любимая опера?
– «Травиата» Джузеппе Верди по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями». Я выходила в роли главной героини уже более 50 раз. Очень люблю классические оперы, мне нравится эстетика подобных постановок.
– А как относится ваш супруг к тому, что вашим героиням иногда приходится кого-то обнимать или целовать на сцене?
– Как-то моим напарником был корейский певец, который, смущаясь, всячески уклонялся от проявления полагающихся по сюжету чувств. Мой муж, сидевший в зале, даже обиделся на него. «Почему это он тебя ни разу не обнял, ни разу не поцеловал?», — спросил он после спектакля.
– А чем кормите мужа?
– С этим у меня проблем нет. Я люблю готовить. Он обожает борщ, любит татарскую кухню. Мне часто приходится знакомиться с кухнями народов мира, и я не упускаю случая пополнить свои кулинарные познания.
– Можно ли ожидать вашего выступления в Новороссийске?
– Если позовут, обязательно приеду. Но пока в родном городе просто нет зала с хорошей акустикой. Как тут не вспомнить Италию, где свой оперный театр есть в любом, даже самом маленьком, городке.
– Кристина, вам интересно слушать поп- или рок-музыку?
– Не слушаю ни того, ни другого, но зато люблю песни советских композиторов. Они мелодичны и очень сердечны. Часто убеждалась, что слушатель скучает по такой музыке, которую создавали Александра Пахмутова, Микаэл Таривердиев и другие известные композиторы.
– Какие песни любите исполнять сами?
– Это пахмутовские «Нежность» и «Усть-Илим», потрясающую «Круги на воде». Некоторые из них я записала в передаче «Романтика романса» на телеканале «Культура».
– Кроме русского, какими языками еще владеете?
– Английским и итальянским. Планирую еще выучить французский.
– В профессиональном футболе выступают тысячи игроков, но международными звездами в лучшем случае становятся считанные единицы. В оперном искусстве так же?
– Это объективный процесс. В мировой практике сейчас выбор певцов остается за режиссерами. Многие певцы, что называется, просто ждут своего часа, мол, у меня талант, который вот-вот пробьется. Но чтобы заявить о себе, как раз и нужны конкурсы. Не надо ждать, надо стучаться во все двери. Талантов и ярких голосов нынче много. Лично я для конкурсов всегда искала сложные партии, с которыми можно удивить жюри и искушенную публику.
– В одном из интервью вы отмечали, что ради своей мечты – выступать на сцене Большого театра – пришлось отказаться от заманчивого парижского контракта.
– После первой крупной международной победы поступило приглашение в Парижскую оперу, но я безумно хотела петь в Большом, где были педагоги, с которыми я мечтала работать. Я была уверена, что именно так и должна поступить.
– На каких сценах вам выступать комфортнее всего?
– В Мюнхене, Гамбурге, Лондоне. Сейчас на крупнейших сценах мира выступает много российских топовых исполнителей. Здесь все зависит от работоспособности самого певца.
– Каждая ваша героиня – Виолетта, Амина, Норина, Бригитта, Ксения – существует на сцене в своем, зачастую полусказочном мире. Сами хотели бы пожить в какой-нибудь из представленных эпох?
– Я достаточно хорошо знаю своих героев и то время, при котором разворачиваются события в опере. Могу определенно сказать, что мне было бы страшно жить в тех обстоятельствах, в которых жили мои персонажи. Всякий раз это драмы, страдания. Мне лучше всего в настоящем.
– Двигаться по жизни приходилось благодаря хорошим людям или вопреки плохим?
– Мне повезло, что на моем пути оказались такие люди, как директор гимназии №1 Татьяна Аветовна Меркулова, которая помогла совсем еще юной девочке поехать на конкурс в Москву. И в моей жизни таких людей было довольно много.
– А приходилось ли вне сцены удивлять своими вокальными данными?
– Однажды на досуге я оказалась в караоке-клубе, где, как и все, исполнила песню. Ко мне тут же подошли завсегдатаи клуба и серьезно заявили: «Девушка, вы совершаете ошибку, вам просто необходимо быть певицей, а не растрачивать свой талант по пустякам». Ну, что тут сказать? Я так и поступаю.