А 8 июля губернатор края вручит им медаль «Родительская доблесть» и миллион рублей.
Быть родителями – это в радость
Что бы ни говорили мне сторонники равноправия, я все равно убеждена в том, что главная ноша семейной жизни – особенно если в семье есть дети и их много – ложится на плечи женщины. Поэтому после того как стало известно о присвоении единственной в Новороссийске семье высокой краевой награды, я попросила об интервью именно маму, Наталью Калошину. Мне это было вдвойне, втройне приятно, потому что я оказалась первой, кто сообщил Калошиным эту новость!
Как и положено, готовясь к интервью, я набросала кучу вопросов, ответы на которые интересны и мне как маме, и нашим читателям. Большинство так и остались незаданными. Почему? Во-первых, рассказ Натальи о жизни не хотелось прерывать, так было интересно. Во-вторых, оказалось, что Калошины – не та традиционная многодетная семья, стереотипный портрет которой у каждого из нас в голове. Где замотанная, поминутно смотрящая на часы мамочка? Где рассказы о тяготах и невзгодах? Где робкие надежды на мечту остаться хоть на часок в одиночестве? Где все это?! Поэтому интервью не будет. Будет нарезка нашего разговора, эпизоды из жизни многодетной мамы, которые запомнились и даже потрясли меня, маму не многодетную.
«Впервые увидела Его, когда мне было 11 лет»
Наталья родилась в Абрау-Дюрсо. Детство прошло в одном из самых старинных зданий села, где в начале XX века жил главный садовник удельного имения «Абрау-Дюрсо», а через дорогу стоял дом, где жил первый управляющий имением – легендарный генерал Пиленко.
– Я обожала эти два дома! Представляете, в моем доме когда-то делали экспериментальное вино, которое заняло высокое место на закрытой дегустации, и именно после той победы было принято решение заниматься в Абрау-Дюрсо виноградарством! – с благоговением рассказывает она о живой истории своего детства.
Историческое окружение легендарной родины шампанского вплелось в воспоминания Натальи естественно и красочно. Одна из таких картинок счастливой поры связана с будущим мужем, который старше Натальи на 12 лет.
Местные бегали купаться на озеро, на мостки. Там 11-летняя Натулька, так ее звали все во дворе, впервые мельком увидела студента-сибиряка Константина, который приезжал к родственникам, живущим по соседству.
Константин приезжал в Абрау почти каждое лето, Наталья взрослела, их пути время от времени пересекались, но никаких серьезных отношений никто и вообразить себе не мог из-за разницы в возрасте. Даже когда он приехал выпускником МВТУ им. Баумана, а Наталья уже окончила 11 класс. В то лето они просто как друзья ходили на море. Константин подружился с мамой Натальи, врачом, – он очень интересовался вопросами здоровья, иногда заходил на чай. С ним было интересно – он занимался саморазвитием, имел идеальный слух, играл на гитаре, пел свои песни. И как-то однажды написал в письме родителям о Наталье и ее младшем брате: «Подружился с семьей Михайловых. Какие интересные дети у них растут…»
Он воспринимал меня как ребенка. И у меня были свои конкретные, четкие цели после окончания школы – поступить в вуз, стать независимым человеком. Ну, Костя и Костя…
Да, я понимала, что он мне нравится как человек, но не прилагала никаких женских усилий, чтобы понравиться ему. Мы дружили, как два человека «с одной планеты». Я была максимально искренна, честна, никакого кокетства, – рассказывает Наталья.
Но уже через месяц они приняли решение встречаться, а когда ей исполнилось 18 – поженились.
– У нас даже свидетелей не было. Пришли на роспись вдвоем, встали на коврик, держимся за ручки.
Дама в новороссийском
ЗАГСе, повидавшая на своем профессиональном веку сотни пар, начав торжественно читать положенный текст, пару раз взглянула на нас… и, увидев улыбки до ушей, остановилась, по-доброму улыбнулась и сказала: «Не буду вас мучить. Вижу у вас все хорошо, распишитесь вот тут и будьте счастливы».
24 июня семье Калошиных исполнилось 25 лет.
«Иметь много детей не собирались»
Классическая ситуация для очень многих многодетных семей – иметь много ребятишек Калошины не собирались.
– Я никогда не хотела больше двух, он – трех. Бывают же женщины, которые от природы очень сильны здоровьем, хозяйки, у них там огород, пирожки… Я изначально была очень хрупкого здоровья и понимала, что большую семью не потяну физически.
Появилась первая дочка. Через три года решились на второго ребенка. Потом поняли, что поднимем еще одного. После третьего ребенка четвертый и пятый как-то без вопросов появились на свет. Да и старшие девочки уже немного помогали. С каждым ребенком, говорит Наталья, она становилась сильнее и здоровее даже физически.
– Ребенок – это человек, который пришел в этот мир, и пока он растет, не надо бояться за каждую мелочь, кидаться с криками «не трогай, не лезь». Он должен исследовать этот мир. Все, что не грозит здоровью и жизни, – все можно. Четвертая девочка у нас была очень активная, в коляске практически не сидела, когда начала ползать, я из джинсов мужа сшила комбинезон и выпускала ее ползать на стадион, где часто гуляли. Надо было видеть, что с ней было – такой восторг! А на нас смотрели: «с дуба свалились». Да ручки мы помоем! Разве можно не дать человеку вот так радоваться жизни?
Я уделяла этому внимание – это основы психического равновесия в будущем. Почему ребенок хочет вылезти из коляски? Потому что он тут уже все понял, а вокруг куча всего неисследованного. Почему много людей в подростковом возрасте стопорятся, не могут решения принять, это же все там, в детстве, закладывается.
В результате у Калошиных пятеро детей – четыре дочки и самый младший – Марк.
Как растить и вырастить
Трудности в воспитании были. Но Калошины сразу относились к деткам как к взрослым людям. Не обращали внимания на капризы и манипуляции, спокойно объясняли, и «бунты» быстро заканчивались. Благо в семье всегда было очень много событий, и дети быстро переключались и забывали про плохое настроение.
Крик в семье Калошиных противопоказан. А как же быть, когда ты этому ребенку сто раз сказал, а ему все как об стенку горох?!
– Я строго скажу, но крика, истерики с моей стороны не будет. Мы всегда понимали, что дети могут и заиграться, и забыть убраться. А если много раз сказала и нет результата – папа включается: «Ну-ка быстро все сюда!» Такое было пару раз. Все.
Каждый ребенок приходит в мир уже со своими способностями и характером. И мы можем либо что-то корректировать, либо ломать, к чему я не склонна, либо учить и желательно своим примером.
Наталья и Константин всегда старались максимально вовлечь детей в то, что их разовьет и пойдет на пользу.
– Девочки с пяти лет занимались музыкой. У нас потрясающий преподаватель по фортепиано, – рассказывает Наталья. – В течение 10 лет каждые полгода у нас дома проводились концерты с участием юных пианистов. Один из них, 10-й, юбилейный, даже удалось организовать в Доме культуры Абрау-Дюрсо. Мы специально для этого настроили там рояль. Был полный зал зрителей. Костя занимался с нашими детьми вокалом и подготовил грандиозный репертуар кроме их основной программы. Они с детства прекрасно поют, раскладывая песню на голоса.
– Я всегда старалась, чтобы мои дети не были похожи на многодетную семью, какой ее представляют обыватели, в худшем смысле этого слова, – объясняет Наталья. – Росли чистоплотными, ухоженными. У нас никогда не было возможности покупать много одежды, нам очень помогали родители, да и я прекрасно шила сама. Так что у девочек всегда были красивые платья. И за собой я всегда старалась ухаживать – я же пример для девочек. Как я выгляжу – это очень важно и для сына, мой внешний вид – эстетическая составляющая его представления о женщине, и в будущем это повлияет также и на его вкусы. Я даже домашнюю одежду стараюсь подбирать такую, в которой хорошо смотрюсь.
Созвездие характеров
– Чем сейчас занимаются ваши дети?
– Старшая дочка учится в Абрамцевском художественном колледже в Подмосковье. Вторая здесь учится, будет таможенником. Третья, Лариса, несколько лет училась в знаменитой новаторской школе Щетинина, жила отдельно от семьи, без проблем уехала в Санкт-Петербург и поступила в университет. Четвертая получит диплом геодезиста в НКСЭ. Марк окончил 10-й класс и интересуется спортом и компьютерами.
– Что делаете, когда остаетесь дома одна?
– Крайне мало сейчас таких моментов, и я их очень ценю! Если нет срочных дел, стараюсь сделать что-то полезное для себя или почитать.
– Как планируете четырех (!) дочерей выдавать замуж?
– Никак не планирую. Это их личный выбор, который они сделают в свое время. Голову надо иметь на плечах, смотреть, кто рядом. Но конечно, я всегда помогу. У нас очень доверительные отношения, и мы много беседуем на разные темы. Я даже часто выступаю в роли мирового судьи, разбираю конфликты. Дети должны чувствовать во мне справедливую опору.
– Охарактеризуйте каждого двумя-тремя словами.
– Старшенькая, Виктория, – Лев по гороскопу, это – сила, стержень, красота, конечно, – на отца похожа. Вторая, Елизавета, – очень целеустремленная, женственная. Справедливый человек. У Ларисы – гибкий ум и тоже целеустремленность. Четвертая, Марина, – с сильным характером, очень справедливая девочка, практичная. Марк – спокойный и рассудительный, ему надо все взвесить, прежде чем принять решение.
Куда потратить миллион
После новости о том, что семья Калошиных удостоится медали «Родительская доблесть», а к ней полагается миллион рублей, один из самых обсуждаемых вопросов – как будет потрачена такая сумма.
Как вообще тратит деньги многодетная семья, деньги, которых всегда, даже в небольшой семье, не хватает?
– Расходы каждый раз планируются. Дети знают и понимают это. Дорогие приобретения исключительно по приоритетам и только по крайней необходимости.
Полученным миллионом наметили расплатиться за обучение детей, на которое брали кредиты. Наконец-то поменять холодильник, который покупали еще с «декретных», когда родился Марк, закончить ремонт в квартире. Может быть, останутся деньги, чтобы обновить машину.