Чтобы найти ответ на этот вопрос, я пошла к дверям Центра занятости населения Новороссийска, которые утром 1 июня оказались закрытыми (с начала карантина центр закрыл свои двери для посетителей). Но было открыто окно, рядом с которым стояли три человека. Сотрудник центра отвечал на вопросы граждан, соблюдая социальную дистанцию и меры защиты от коронавируса. Я пристроилась к очереди и послушала разговоры людей.
Передо мной женщина пыталась выяснить у сотрудника Центра занятости, поставлена ли она на учет и когда начнут работать программы по переобучению граждан предпенсионного возраста.
— У меня положение ужасное, — рассказала мне 54-летняя Наталья Жарикова сквозь слезы, пока сотрудник центра ушел искать ответ на ее вопрос в базе данных. – Я работала в кол-центре, но перед новым 2020 годом предприятие закрыли — я осталась без работы. Попыталась найти другую через Центр занятости, но мне ничего не подошло. По образованию я товаровед, но из-за варикоза не могу работать по 12 часов, как мне предлагают разные работодатели. Я ищу место с сокращенным рабочим днем. Пришлось встать на учет как безработной. Вот сейчас выясняю, когда начну получать пособие по безработице. Говорят, что в этом месяце. А положение у меня очень тяжелое, ведь с января мы с мужем тянем на одну его пенсию в 17 тысяч рублей.
Я поинтересовалась у Натальи, как она справилась с новой для всех россиян, дистанционной формой поиска рабочего места.
— В принципе, ничего сложного нет, — говорит Жарикова. – Утром регистрируешься на портале госуслуг, вносишь паспортные данные, данные СНИЛС, ИНН, трудовой книжки, а вечером получаешь СМС, что ты зарегистрирован. Затем регистрируешься на «Работе в России», тебе открывается база с вакансиями. Мне предлагалась работа по моей специальности «Товаровед» – продавцом, работником торгового зала. Но я отказалась от них, так как уже не могу работать в таком режиме – полный рабочий день. Сейчас я надеюсь переобучиться через Центр занятости по другой специальности. Вот пришла выяснить, когда начнут работать программы по переобучению.
Следующим по очереди был Иван Рушников. Мужчина всю жизнь проработал водителем-дальнобойщиком. Из-за пандемии и карантина остался без работы.
— Мне 60 лет, но до пенсии мне еще полтора года. Вот хочу переобучиться на новую профессию, чтобы еще поработать до пенсии, — говорит он мне, ожидая своей очереди в окне.
Люди осваивают дистанционную форму
И.о. руководителя Центра занятости населения Новороссийска Ирина Лобко сообщает мне новость: на 1 июня 20 новороссийцев уже трудоустроились дистанционно. К сожалению, мне не могут сообщить их фамилии и телефоны: это квалифицируется как нарушение персональных данных. Известно, что это люди разных специальностей – продавцы в одну популярную торговую сеть, слесарь-техник в пекарне, лаборант химанализа одного крупного портового предприятия, кассир на автозаправке, агроном на сельхозпредприятии, машинист конвейера на цементном заводе, спасатель в морской спасательной службе.
Ирина Лобко не скрывает, что некоторым людям, особенно старшего возраста, пока сложно освоить такую форму общения и поиска работы – посредством интерактивного взаимодействия. Но если судить по количеству новороссийцев, зарегистрировавшихся на порталах «Госуслуги», «Работа в России» (за два месяца – более семи тысяч человек), то можно предположить, что большинство все же с ней справляется.
— Я тоже пробовала зарегистрироваться на этом портале, мне это было несложно, — Ирина Андреевна делится своим опытом.
— Сейчас вся работа центра направлена на оказание помощи людям, которые пытаются найти работу или как безработные получить материальную помощь на детей, — продолжает она. — Многие горожане, у которых по какой-то причине не получается зарегистрироваться, звонят на телефоны горячей линии Центра занятости и задают вопросы, мы им оказываем консультационную помощь. Безусловно, дистанционная форма очень интересная, думаю, она приживется в России, а со временем станет более совершенной и понятной.
Мне было интересно, как быть с гражданами, которые хотят поменять профессию, специальность, когда вновь заработают программы по переобучению граждан. Ирина Лобко говорит, что из-за карантина обучение и переобучение временно приостановлено. Сейчас формируются списки людей, которые хотят поменять профессию, переобучиться. С этой целью ведется поиск учебных организаций. Когда будет снят карантин, людей начнут переобучать очно, потому что дистанционно или заочно получить рабочие профессии проблематично.
Звонящим требуется чуточка терпения
Я озвучила одну из частых жалоб новороссийцев на то, что дозвониться на телефоны горячей линии Центра занятости совсем непросто. Ирина Лобко пояснила причину: многие люди нуждаются в помощи. И сотрудники центра, работающие сейчас преимущественно на телефонах, испытывают сильную нагрузку. Судите сами: за эти два непростых месяца более 7000 граждан обратились на телефон горячей линии Центра занятости населения, а это немало. Чтобы человеку ответить на вопрос, нужно разобраться в проблеме. А для этого нужно время.
Ирина Лобко озвучила приятную деловую новость: все больше предприятий начинают работать после карантина в обычном режиме, вакансий становится все больше. На 1 июня заявлено вакансий около 3000, а это уже что-то.
Уважаемые новороссийцы, если вы хотите получить помощь специалистов Центра занятости, позвоните им по телефонам горячей линии центра: 63-76-18, 63-76-17, 63-65-69.