Наша справка
Коррекционная школа открылась в Новороссийске в 1968 году. Образовательное учреждение разместилось в здании на ул. Козлова, 72. В прошлом году у «девятки» был юбилей – 55 лет. И, словно подарок, появилось еще одно здание на ул. Южной, 6а. Это значительно облегчило организацию учебного процесса.
Сегодня в школе №9 – 390 учеников, из них около сотни — на домашнем обучении. Педагогический коллектив состоит из 61 сотрудника, включая четырех логопедов, двух дефектологов, психолога, соцпедагога и тьютора.
Для работы в этой школе каждый учитель должен иметь дополнительную квалификацию — олигофренопедагог.
Классы — малокомплектные. Количество учеников в каждом не превышает 12 человек, ведь при большем числе ребятишек организовать учебный процесс индивидуально, как того требует закон, невозможно.

От воспитателя до директора

С 2019 года школу возглавляет Ольга Ивановна Галкина. В следующем году она отметит 40-летие педагогической деятельности.

Свои первые месяцы работы в коррекционной школе Ольга Ивановна помнит до сих пор. Мальчишки, а ей достался класс, состоящий только из них, с порога начали испытывать новенькую учительницу на прочность.

— Было сложно, но я поставила себе срок: полгода. Если за это время получится их утихомирить – останусь. Нет, значит не мое.

В поисках подхода к ребятам Ольга Ивановна часами изучала педагогические пособия, выискивала такие мастер-классы, которые могут помочь наладить контакт учителя с учеником. Одновременно с этим получала высшее образование по специальности олигофренопедагог.

— Помню, как нашла инструкцию по изготовлению «дергунчика» — бумажной куклы на ниточках. О, сколько восторга было! Она и открыла путь к детским сердцам, — вспоминает Ольга Ивановна.

Этих пятиклашек она довела до выпуска. Кто в теме, тот поймет, какое это достижение.

Вела урок, лежа на боку

Среди учеников 9-й школы есть такие, у кого даже глотательный рефлекс отсутствует. К ним на дом ходит педагог. Нелегкие это походы.

Я научилась безошибочно определять, кого из педагогов надо поддержать, кому посоветовать потерпеть, а кого не стоит удерживать. Эта работа не каждому по силам, но те, кто остается в профессии, – золотой состав преданных своему делу профессионалов, — рассуждает Ольга Ивановна.

Мы активно взаимодействуем с родителями. Тут важно найти контакт. Кто-то принял, что у него такой ребенок, он не ждет от него и учителя великих результатов, а кто-то нет.

Однажды пришла к нам новый педагог. Поехала на дом к ученику. А парень не может сидеть, у него ДЦП в тяжелой форме. Мама его насильно усаживала, требовала слушать учителя. Он плакал, и учитель плакала вместе с ним. Вернулась в школу, пришла в мой кабинет заявление на увольнение писать. Сели мы с ней и начали разговаривать. В общем, нашла она подход и к мальчику, и к маме. Занималась с ним, лежа на полу. И больше никто не плакал.

Сколько детей – столько подходов

Для каждого ребенка с тяжелыми отклонениями разрабатывается СИПР – специальная индивидуальная программа развития. Таким детям не ставят оценки.

Предположим, есть ребенок с ДЦП. У него пальчики не гнутся, и мы никогда не сможем научить его писать ручкой, но при этом умственные возможности позволяют обучить его письму на клавиатуре. В нашей школе программа составляется под ребенка. Один читает вслух и пишет под диктовку. Другой может только списать с учебника, а «потолок» третьего – раскрасить морковку. Но и это можно сделать и хорошо, и плохо. Как научишь.

Основная задача коррекционной школы — научить ребят обслуживать себя в быту и найти свое место среди людей. Так что упор делается на трудовое воспитание и взаимодействие с окружающим миром. В школе много специализированного реабилитационного развивающего оборудования, включая современные компьютерные технологии.

Занятия в школе начинаются в 8.30. У нас есть два автобуса. Один забирает детей из Гайдука, Верхнебаканского, Раевской, Натухаевской. Другой идет по маршруту Борисовка, Глебовское, Южная и Северная Озереевки, Абрау-Дюрсо. В каждом автобусе по два сопровождающих. Детей привозят в школу, а после обеда отвозят обратно. Все обеспечены двухразовым горячим питанием. Родители тех ребят, что обучаются на дому, получают материальную компенсацию за питание. Также в школе есть продленка. Все услуги для родителей бесплатные, — перечисляет особенности учебного процесса Ольга Ивановна.

Каждому – по способностям

— Какое будущее у ваших учеников?

— Нашу школу они заканчивают со свидетельством об обучении. Если позволяет медицинское заключение, то после 9-го класса они могут поступить в техникум и учиться на штукатура или пекаря. Есть в Краснодарском крае и другие учебные заведения, где дети из коррекционных школ могут получить профессию. В них предусмотрено проживание в пансионате, то есть воспитанники 24/7 под присмотром педагогов.

— А работу они потом могут найти?

— Не буду юлить, на работу мало кто их берет. Даже после техникума. Они ведомые. Им нужен наставник. Но если находится тот, кто не побоится взять такого особенного работника, он получит исполнительного сотрудника. Портными, например, наши выпускники не станут, но ровно и быстро строчить их можно обучить.

— А еще какую работу могут выполнять выпускники вашей школы?

— В основном становятся разнорабочими, уборщицами их берут. Благодаря проекту «Город мастеров: путь в профессию», который реализуется благотворительным фондом «Сердца поколений» при поддержке гранта главы Новороссийска, наши ребята посещают предприятия, фермерские хозяйства. Им показывают, как работает заведение общественного питания, например, или пекарня. Огромный интерес у наших учеников вызвало тепличное хозяйство в станице Раевской, а после посещения овощебазы они были в таком восторге, что изъявили желание там работать. С поездок дети возвращаются с новыми впечатлениями и подарками. Так, с овощебазы привезли ящик апельсинов. Вот уж радости было, всех в школе угостили!

Руководитель проекта «Сердца поколений» – Елена Заинчуковская. Пользуясь случаем, говорю ей большое спасибо.

Учительское счастье

— Были случаи, когда дети от вас уходили в обычные школы, получали аттестаты?

— Были. Если психиатр снимет медицинский диагноз «умственная отсталость», то ребенок сможет обучаться в обычной общеобразовательной школе.

Бывают и обратные варианты, когда особенные дети идут в обычную школу, а там не складывается. Не может учитель, когда у него 40 человек в классе, уделить необходимое внимание такому ученику. И наша школа как спасение для таких детей и их мам. Стены моего кабинета видели много родительских слез, как отчаяния, так и благодарности.

— Вы столько лет в такой сложной профессии. Почему?

— Работа действительно сложная. Для достижения результата требуются годы. Но когда все получается — это великая радость.

Была девочка Злата. Неговорящая. Пять лет логопед с ней занималась, и она заговорила! Или мальчик был, мама его за ручку водила в школу, а теперь он в общественном транспорте по своим маршрутам ездит самостоятельно.

Приходят к нам в основном не готовые к обучению дети, а в 9-м классе они на линейке выступают, стихи читают, цветы дарят. Да, помочь всем мы не можем по объективным причинам, но ведь есть те, кого педагогическому коллективу в тандеме с родителями удается проложить дорожку в самостоятельную жизнь. И это счастье!

Физрук

Георгию Юрьевичу Хмелеву почти 29 лет. Уже девятый год он работает учителем адаптивной физической культуры в школе №9.

— Пришел сюда сразу после окончания Новороссийского социально-педагогического колледжа и не жалею. Сначала было сложно, но втянулся, а все благодаря коллективу. Помогли советы педагогов-наставников, без них бы не справился, — признается физрук.

— Система обучения в нашей школе схожа с обычной, только нормативы ребята не сдают. Своих учеников мотивирую как могу. Например, предлагаю: «Кто меня обгонит – пятерка автоматом». И они стараются!

Как все дети, очень они любят играть мячом, бегать, прыгать. Особенно им нравится «перестрелка». Живем на юге, в снежки играть возможности нет, зато в спортзале их можно заменить мягкими мячиками.

Люблю свою работу. Бросать школу не собираюсь. Трудимся в «девятке» вместе с супругой — Ольгой Михайловной Хмелевой. Она – дефектолог, правда, сейчас в декрете.

Кстати, Георгий Юрьевич — обладатель «учительского» миллиона от губернатора. Молодая семья вложила его в ипотеку. Хмелевы – многодетные родители. У пары был ребенок, а в этом году они еще родили двойню!

Палочка-выручалочка для родителей

Евгения Федоровна Коджебаш в коррекционном образовании работает уже 50 лет, из них более сорока в школе №9. Вот что она рассказала корреспонденту:

— Подала документы в педагогический на факультет дефектологии. Когда начинала практиковать, мало что было известно об аутизме, например, да и детей с синдромом Дауна было гораздо меньше, чем сейчас.

Сегодня дети сложнее, чем тогда. Диагнозы серьезней. Педагогу-дефектологу надо обладать большим багажом знаний и стремительной реакцией. Ведь бывает, ребенок ни с того ни с сего начинает кричать, агрессировать на окружающих. Надо быстро его переключить, сделать так, чтобы он никого не поранил, в том числе и себя.

Простых детей у нас нет. Наша школа – палочка-выручалочка для родителей детей со сложными нарушениями в развитии. Некоторые даже переезжают в Новороссийск из-за нее.

Долгое время я была завучем по коррекционной работе, но сейчас, из-за возраста, перевели на облегченную работу. Посещаю двух детей на дому и сопровождаю наших учеников по маршруту автобуса. Забираю у родителей и передаю после уроков из рук в руки. И, конечно же, даю советы, рекомендации – мамочки очень ждут хоть какой-нибудь помощи.

Диагноз — не приговор

Лёня Устин – ребенок-аутист, которому удалось перейти из школы №9 в обычную. Леонид мечтает стать студентом Новороссийского музыкального колледжа им. Д.Д. Шостаковича.

— Лёня до седьмого класса учился в школе №9. Я там же работала тьютором, — рассказывает мама мальчика Наталья. – С четырех лет сын занимается музыкой. Он играет на фортепиано. Именно музыка в большей степени помогла социализироваться.

Ученики 9-й школы не проходят аттестацию, а без документа о получении среднего образования нельзя стать студентом музыкального колледжа. Для того чтобы снять диагноз «умственная отсталость», мы с сыном поехали на ПМПК в Краснодар. И специалисты убедились, что ребенок с таким диагнозом не может на память играть произведения Баха, Бетховена, Шопена. И сняли диагноз.

Теперь Лёня учится в школе №16. Да, он не отличник. Приходится ему помогать, особенно с гуманитарными науками, но мы стараемся.

От редакции. В мае этого года в музыкальной школе им. Л.А. Гергиевой прошел первый сольный концерт Леонида. Послушать музыкальные произведения в исполнении юного талантливого пианиста пришли одноклассники Леонида из школы №16 вместе с классным руководителем.