Дедушек сажают на шпагат
Звучит громкая, заводная музыка, ускоряю шаг. На пятачке перед горпляжем под ярким фонарем уличные артисты приманивают зевак на свое шоу.
– Немного разомнемся, чтобы не поломаться, – говорит артист в яркой гавайской рубашке и панаме и начинает крутить на куске линолеума, брошенного прямо на тротуарную плитку, фигуры из брейк-данса.
Децибелы нарастают, вместе с ними и любопытство прохожих. Стройный молодой человек, ведущий уличного шоу, выкрикивает, что его школа брейк-данса за один вечер научит бабушек делать сальто, а дедушек сажает на шпагат. Почуяв понятный незатейливый юмор, прохожие скорей подтягиваются к танцполу. Шоу начинается!
На импровизированную сцену выскакивают танцоры разных возрастов и начинают делать фигуры из брейк-данса. Круче всех крутит твисты, сальто и винты мальчишка лет девяти. Знакомимся. Это Илья Федутенко (ник Fire) из Белгорода, вместе с семьей он переехал в Новороссийск, спасаясь от бесконечных прилетов.
– Я здесь самый крутой танцор, – хвастает мальчик, которого невозможно зафиксировать на месте, он весь так и извивается от заводной музыки и внимания.
Ко мне подходит папа Илюши Вячеслав Федутенко. Каждый вечер он здесь, рядом с сыном и еще двумя братьями Ильи.
– Мы с женой отдали сына, когда ему было шесть лет, в брейк-данс в нашем родном Белгороде, – рассказывает Вячеслав. – И танец так увлек Ильюшу, что он без него не может жить. Узнали, что уличные артисты из Белгорода сейчас гастролируют в Новороссийске. И вот решили дать выход талантам сына. Он работает не за деньги, а за интерес. Это его стихия, его жизнь, – рассказывает папа, угощая сына мороженым, которое тот честно заработал.
Прыгать на своей голове
А шоу между тем набирает обороты. Ведущий уже минуту стоит на голове без рук, а публика ему аплодирует. Под конец трюка он должен снять футболку через голову, продолжая стоять вверх тормашками. Публика замерла, ведущий подпрыгивает на голове, и, вуаля, футболка снята. Публика вздрагивает, представив, как, наверное, больно артисту, подпрыгнувшему на своей голове.
А шутки и юмор между тем не прекращаются, ведущий обещает супертрюк, «который прошлый раз не удался, поэтому его уволили из цирка «Дю Солей». Публика предвкушает нечто. Пятерых зевак выдергивают из толпы и выстраивают в паровозик. Причем самый крайний в этом ряду – великан ростом под два метра по имени Валера.
Мы понимаем, что артист сейчас в сальто будет перепрыгивать эту цепочку. Страшно. А артист тем временем нагоняет еще больше страха, намекая, что прыжок не получится. Черный рюкзак идет по рядам. Публика уже изо всех сил желает бросить туда монету.
– Если вы положите 50 рублей, я вас пойму. Жизнь тяжела, дела идут плохо… Если вы положите 100 рублей, я пойму, что вы работаете и неплохо зарабатываете. А если положите 500 рублей, то вы успешны, вы богач! – подстегивает ведущий зрителей, надеясь на их щедрость и называя это «энергетическим обменом между людьми».
Ведущий ставит смельчаков на корточки, уходит в сторону, разгоняется и… легко перелетает через всю эту цепочку. И даже долговязый Валера ему не помеха. Аплодисменты, смех, вздохи облегчения. Публика в хорошем настроении продолжает свою прогулку по летней набережной. Тон отдыху задан верный!
Послушать песни молодости
Буквально в ста метрах одинокий парень с гитарой поет лирические песни. Конкурировать с соседним шоу он не может. Однако и у него есть свой слушатель. Замечаю экзальтированную блондинку, сидящую на парапете, которая во все глаза смотрит на парнишку, надрывающего горло, и подпевает ему:
«Там, где клен шумит
Над речной волной,
Говорили мы о любви с тобой…».
– Мне это напомнило мою молодость, мы так же слушали песни под гитару. Помню, что и у меня была такая вот любовь, похожая на этого парня, – объясняет блондинка свое внимание к артисту, а я спешу дальше, не желая ей мешать путешествовать по волнам памяти.
Громкий бит заставляет меня ускорить шаг. Рядом с памятником «Исход» мужчина под музыку из колонки исполняет рэп. Сажусь на лавочку перед ним и вслушиваюсь в речитатив.
– Толк, толк ми лав, толк ми лав, – повторяет мужчина хаотический набор слов, который, тем не менее, гладенько ложится на музыку.
Знакомимся, это Роман Половин из Чебоксар. Мужчина уточняет, что уже пять лет живет в Новороссийске.
– Я хит-менеджер, выступаю на набережной не ради денег, а ради удовольствия, – поясняет мне Роман и пропадает в телефоне в поисках очередного хита, который ему вдруг захотелось исполнить лично мне, наверное, единственной женщине, которая решила вдруг с ним познакомиться.
За артиста голосуют кошельком
Бегу дальше. Встречаю человека, который самозабвенно декламирует плохо связанные друг с другом рифмы. Мужчина увязывается за каждым прохожим, ему явно очень хочется, чтобы его слушали. Но от чтеца отмахиваются, как от назойливой мухи.
Две девушки, разряженные в русские костюмы, исполняют песню «Зомби» известной ирландской группы «The Cranberries». Интересная трактовка материала.
Любопытно, регулирует ли городская администрация выход артистов, проверяет ли у них дипломы, следит ли за качеством номеров?
– Деятельность уличных артистов на набережной мы не имеем право регулировать, так как нарушим право человека на свободу передвижения. Мы следим, чтобы артисты не употребляли спиртные напитки в публичных местах и не выражались нецензурно, – отвечает на мой вопрос начальник управления культуры города Вячеслав Матвейчук.