В начале 90-х мне посчастливилось взять интервью у представителей легендарной династии цементников, Виталия Аркадьевича и Веры Ивановны Дилль. Уже тогда стаж их работы на цемзаводах превышал 200 лет. Расстрелянный белогвардейцами отец Виталия Аркадьевича работал на «Пролетарии» с 1914-го года. После пришла на завод его жена. Четверо их детей начинали с цементных. Виталий Аркадьевич отдал комбинату 50 пет жизни, его жена всю жизнь учила детей цементников. Работают ли сейчас Дилли на заводах?
Виталий Аркадьевич тогда рассказывал, как Первомай прошел через всю его судьбу.
— Идем мы на маевку, видим, впереди идут две, с кошелочками. А мы их боялись, думали, женатые. Я с аппаратом за спиной, много лет фотографией занимался. На маевке и познакомились. Потом поженились. Это был 36-й год. На эти майские праздники будет 58 лет уже, как вместе.
Раньше к майским праздникам в Новороссийске начинали готовиться заранее, чуть не за месяц. Плакаты, флаги делали. Виталий Дилль электриком на цемзаводе работал, так такую иллюминацию на заводе устраивал — все сверкало. А как-то гирлянду протянули на самую высокую трубу «Пролетария» — так из города было видно. И денег на это не жалели, лампочки, все, что надо, пожалуйста.
С утра у завода начинал играть духовой оркестр, все собирались, одевались получше, детей наряжали. Шли пешком до города. От каждого завода – колонна. Колонны следовали по строгому порядку, все зависело от того, какое место завод занял в соцсоревновании по городу.
На перекрестках встречались с другими колоннами. «ВРЗ и СРЗ! Пропустите «Октябрь!». У работников «Октября» такая гордость за свой завод.
Чуть какой затор — сразу в колоннах появлялась гармошка, запевали частушки, начинали плясать.
В городе было очень красиво, везде флаги, люди прогуливаются, буфеты работают, корабли на рейде во флагах расцвечиванья.
Ну, а 2 мая — маевка. Предприятия выделяли автобусы, буфеты бесплатные. Выезжали семьями, с детьми. Без 100 граммов, конечно, не обходилось, но чтоб кто напивался — нет.
Сегодня в архивах каждой новороссийской семьи, наверняка сохранились старые фотографии с первомайских демонстраций — мы в колонне с флагами, мы — после демонстрации, мы — на маевке…
1 Мая всегда начинался равно не так, как другие дни. Заставляли идти на демонстрацию? Заставляли, конечно. А кое-где даже премии давали за участие. От флагов как мог отпихивались? Еще бы, кому охота тащить такую тяжесть. «Да здравствует КПСС! Ура!» Кричали вслед за голосом из громкоговорителя? Да кричали после каждого «Ура» независимо от текста призыва, лишь бы покричать!
А «Утро красит нежным светом…» Помните? И сразу настроение другое. А с улицы слышно, как чей-то духовой оркестр репетирует, а в кухне — забитый холодильник, а на кресле парадное платье и воздушные шары на ручке антресолей.
И каждая бабулька в частном секторе считала своим долгом постирать-погладить-вывесить флаг. И каждый пенсионер наглаживался и надевал летнюю шляпу: «Да, бабка, прошел в колонне, со своими. С Иван Иванычем — за руку. Помнят».
Сегодня многим не меньше хочется праздника – концертов, флагов, праздничных лиц, воздушных шариков в небе, праздника. Кто против?! Празднуем 1 Мая, сегодня это – Праздник весны и труда.
Так готовится к майским праздникам читательница «Новороссийского рабочего» из Абрау-Дюрсо Ирина Владимировна Гурьянова.