«Ничего не оставляем на потом…»
Известный турист Анатолий Нечаев давно заманивал меня послушать бардовскую песню. Отчаянно сопротивлялась, ссылалась, что не моя тема. На самом деле боялась, что опять возьму в руки гитару и опять стану рвать струны, набивать мозоли на подушечках пальцев и часы просиживать над табулатурами, вместо того, чтобы мыть полы в квартире, готовить ужин или учить алгебру с сыном-восьмиклассником.
А потом мне вдруг так захотелось прийти в этот клуб самодеятельной песни, где такие же романтики, влюблённые в гитару, берут словом за живое и где звучат эти неспешные мелодии, доказывающие, что молодость немножко в прошлом. Захотелось узнать, о чём сегодня поют новороссийские барды, что их вдохновляет на творчество?
– Добро пожаловать в клуб состарившихся песен! – меня поприветствовал импозантный мужчина по имени Руслан, лирик по призванию, а по профессии физик, кандидат физических наук. – Молодёжь к нам редко приходит.
Пока женщины накрывали на стол, а заседание клуба проходит всегда под кружечку чая с ящиком печенья, Руслан обозначил свои творческие предпочтения. Он обожает песни Евгения Клячкина и Виктора Берковского, но с удовольствием исполняет песни и других авторов. А иногда пишет новые стихи к понравившейся музыке.
Давать интервью кандидат физических наук был не настроен, фамилию свою не назвал, сославшись на то, что его вклад в бардовскую песню минимален. Есть, по его словам, в Новороссийске авторы, которые более плодовиты. Доктор пульмонолог Владислав Дмитриев, например, сейчас самый успешный бард.
– Меня вдохновляет на творчество всё, что происходит в жизни, – говорит Владислав. – Мои стихи – это отражение моего настроения. А аккомпанемент бардовской песни очень прост, достаточно знать несколько аккордов.
Например, тему неизменно ускользающей жизни бард выразил в следующих строках:
Ничего не оставляйте на потом –
Поздравленья, комплименты, встречи.
Пусть темно, и в окнах поздний вечер,
Холодно ли, сыро, хоть потоп!
Ничего не оставляйте про запас,
Позовут – немедленно езжайте!
Даже если вдруг не на лужайки,
А в каменоломни в поздний час.
Не откладывайте всё на новый год,
На весну, на отпуск, сытный ужин,
Денег нет, устал или простужен,
Это всё когда-нибудь пройдёт.
А если вдруг навалилась хандра и хочется поныть в жилетку, Владислав ободряет слушателей следующими строфами оптимистичной песни «Не ной!»:
Ковчег мотало по морям, то дождь, то град,
Тогда ещё никто не знал про Арарат,
И молвил Бог, срывая голос над волной:
«Мужайся, Ной, греби, сражайся, но не ной!»
С тех пор воды в реке немало унесло,
И, слава Богу, нет нужды держать весло,
А если зуб болит и маешься спиной,
Сходи к врачу, прими таблетку – и не ной.
Смотри, как горы покрывают ледники,
С утра туман ковром ложится у реки,
А если дождь стеной и скальники стеной,
Поправь рюкзак, надень накидку и не ной!
Вижу стакан наполовину полным
Новороссийский бард Владимир Ульянич, дипломант Грушинского фестиваля 2017 года, всегда откликается в своём творчестве на то, что его волнует непосредственно сейчас.
– Я никогда не сочинял и не страдал о времени, которое безвозвратно ушло. В свои 72 года я люблю и ценю каждый прожитый день, не разделяя их на хорошие и плохие, удачные или не очень, – говорит Владимир, цитируя своё посвящение Юрию Визбору: «Пусть это будет нескромно, но я неисправимый оптимист, и всегда вижу стакан наполовину полным!»
… В серой рамке и в ризе жизнь светла и прекрасна.
Лишь бы старенький дизель тарахтел безотказно.
Лишь бы память листалась до последнего слова.
Я когда-то состарюсь… Ну и что здесь такого?!
– Ещё у меня есть такой жанр творчества – «датское». Такие стихи я сочиняю для своих конкретных друзей, под определённые даты, руководствуясь лично изобретённым принципом: не обязательно осчастливить своим стихотворением всё человечество – осчастливь им близкого, – рассказывает
Владимир.
Вышел с флотом роман, а не чувственный флирт.
Ты плесни-ка в стакан мне технический спирт.
Знаю точно, что нам выпить нынче не грех
За детей и за мам, и, конечно, «за тех»!
Скажем скромное слово без выспренних фраз
Мы за женщин, что снова бы выбрали нас.
Пусть товарищ икнёт, с кем когда-то служил:
ЗА РОССИЮ! ЗА ФЛОТ! Ну, да чтоб я так жил!
А не пустить ли гитару по кругу?
Член клуба самодеятельной песни Лариса Савинская пишет бардовские песни нечасто.
– Написание новой песни – это работа, и работа непростая, – рассуждает Лариса. – Чтобы создать песню, должно произойти какое-то значимое событие, созреть особое внутреннее переживание. И тогда появятся нужные мысли.
Чаще всего Ларису вдохновляют вечные новороссийские темы, к примеру, особенности мягкой новороссийской зимы.
Уходит осень золотая,
Её закончилась пора.
И к нам, крадучись, подступает
Новороссийская зима.
– Хорошо песни пишутся в походах, при свете костра. Сейчас в нашей жизни таких моментов становится всё меньше. Но по средам, последние лет тридцать, мы всегда собираемся в клубе самодеятельной песни. Гитару пускаем по кругу. Члены КСП стараются, разучивают тексты, табулатуры. Умеешь ты или нет, поёшь одну-две песни, когда тебе передают гитару.
Лариса Савинская говорит, что бардовская песня нуждается в популяризации. Сегодня, к сожалению, так мало молодых людей, выбирающих этот жанр. Она считает, что громадный вклад в развитие бардовской песни в Новороссийске внесли два исполнителя – Елена Искусова и Антон Зимин, которые два десятка лет подряд проводили вечера бардовской песни. В 2024 году впервые такого фестиваля не будет, но новороссийские барды поедут на «Бард-коктейль» в Анапу.