25 июня 1888 года в Новороссийск на ее торжественное открытие прибыли министр путей сообщения К.Н. Посьет, главноначальствующий гражданской частью на Кавказе А.М. Дондуков-Корсаков и другие должностные лица.
Планы по строительству возникли несколько лет назад. В 1884 году Комитет министров Российской империи признал первостепенное значение новороссийской ветви железной дороги из всех намеченных правительством. Министерство путей сообщения вышло с представлением, в котором указывало выгоды появления этой трассы. Подчеркивалось, что направление от станции Тихорецкой через Екатеринодар до Новороссийска пройдет так, что самые хлеборобные местности Северного Кавказа будут находиться от незамерзающего порта не более, чем на 200 – 300 верст. Это означало возможность конкуренции на европейских рынках при торговле хлебом.
Осенью этого же года проект железнодорожной ветки утвердили. В декабре 1884 обществу Владикавказаской железной дороги была выдана концессия на возведение этого пути.
Дорогу рабочие строили вручную, основными помощниками были лошади. Дубовые шпалы заготавливались в ближайших лесах, частью на Черноморском побережье. Для строительства потребовалось несколько сотен пудов рельсов. Значительную их часть выплавляли на Путиловском заводе в Санкт-Петербурге.
В декабре 1885 года уже началась пробивка нижнего длинного тоннеля. Для рабочих вдоль линии железной дороги соорудили бараки. Строительством руководили инженеры Мадленн, Бариш и Физини. На горном участке грунт вынимали с помощью пороха и динамита.
На пробивку тоннеля потребовалось 15 месяцев работы с южной стороны и больше 14 месяцев с северной стороны.
По материалам книги А. Герасименко и С. Санеева «Новороссийскъ — от укрепления к губернскому городу»