Ведущий «кашевар» Александр Беличенко рассказал корреспонденту «НР», что это такое и с чем едят казачью кашу.

Упасть не дадут
Мужчины встают в круг, берутся за руки и создают натяжение. Это упражнение на растяжку рук и психологический приём – подтверждение того, что рядом стоящий товарищ не отпустит руки и не даст упасть другому.

Далее Александр Беличенко отмечает центр круга, как он его называет, «пятак». Каждый участник «вара» должен попытаться зайти в центр, не задев плечами других участников. Это упражнение называется «недотрога», оно помогает почувствовать границы другого человека, научиться взаимодействовать, не расталкивая других своими плечами.
Следующее упражнение «Все на пятак!», наоборот, предполагает, что каждый участник «вара» должен попасть в центр круга и продержаться на пятаке хотя бы одной ногой три секунды. Центр круга символизирует смысл жизни, ось, куда стремится каждый человек. При исполнении этой практики не возбраняется толкаться и даже… драться. Это похоже на детскую игру! Только играют не дети, а взрослые мужчины. Но вот вновь поступает команда «недотрога», и участники «вара» отшатываются друг от друга, касаться запрещено.

Участник вара многодетный отец Денис Зеленков ( в центре).


Упражнение «выталкивание», или «Царь горы», похоже на кучу-малу. Казаки выталкивают другу друга из малого круга, кое-кто падает на землю. «Кашевар» поясняет: упражнение учит концентрироваться на своих действиях, пробуждает боевой азарт. Попробуй удержаться на своём месте! Мягкие, безобидные удары ладонями по спине, «толоки» в живот, толчки корпусом, захваты допускаются – всё это напоминает элементы боя или борьбу.
Тренировка с элементами боя

Но вот ведущий-«кашевар» достаёт палку и разбивает участников практики на пары. Даётся задание отобрать палку у напарника. Но нужно это сделать так, чтобы не сойти со своего места. Отшатнулся, дал себя столкнуть – проиграл! Участники игры пыжатся и покрываются испариной, мышцы прорисовываются на спине и руках от неимоверных усилий. В этом упражнении работают все группы мышц плечевого пояса, ноги, запускается всё тело, весь организм.
«Казачий вар» – это игровая обрядовая техника, включающая в себя элементы ведения боя, это тренировка казаков, – рассказывает мне Александр Беличенко.
Впервые Беличенко, потомственный казак, увидел «казачий вар», будучи в гостях у ставропольских коллег.
Мне понравилась эта универсальная техника, позволяющая размяться, приобрести боевые навыки, научиться работать в команде и с оружием, взаимодействовать в процессе боя, – поясняет он.
Казаки, по словам «кашевара», из разных походов привозили новые боевые техники, подсмотренные у разных народов, с которыми приходилось взаимодействовать. Техники и приёмы дорабатывались и вводились в казачий бой. В «казачьем варе» можно заметить элементы разных боевых искусств. В «кипении котла» есть и элементы русской народной борьбы, и кулачного боя, и казачьей рукопашки, и других техник, подсмотренных у населяющих нашу планету народов. А ещё казаки учатся работать с клинковым оружием (кинжал, нож, шашка). Нужно уметь уйти от удара, увернуться, перехватить руку с ножом, блокировать, удержать кисть и даже отобрать оружие.
«Казачий вар» проходит в доброжелательной, братской атмосфере, мы чувствуем друг друга равными среди равных. В этой практике нет ограничений по возрасту и состоянию здоровья, – рассказывает Александр Беличенко.

Кто кого перетянет и с места не сойдет. В шапочке — кашевар Александр Беличенко.

Как правильно «вариться»

«Вар» – это ещё и древняя традиция передачи знаний, когда молодёжь бок о бок со взрослыми отрабатывает навыки коллективного боя, или, как говорят, «варится». Благодаря этому дети казаков с самого раннего возраста умели управляться с шашкой и сидеть в седле, а позже становились настоящими воинами. «Казачий вар», говорили деды, всему научит. Это и школа, и древняя забава.
Интересуюсь у Александра: как реагируют на «казачий вар» представительницы слабого пола?
С огромным любопытством! И даже просятся в казачий круг, – говорит Александр. – До тех пор, пока не увидят весь процесс до конца, пока не поймут, что мы тут боремся. Тогда они понимают, что это – не женское дело. А вот подростков-парней мы в «вар» берём.
После «казачьего вара» казаки расцветают, у них светятся глаза, поднимается боевой дух.
Вместе мы «варим кашу» из наших навыков, вывариваем негативные эмоции, глупые мысли. Мужчины не имеют права плакать, но потребность сбросить эмоции есть. «Казачий вар» забирает у них всё плохое. Для мужчин это – отдушина, игра. А сам «вар» может длиться от 2,5 до 6 часов, – говорит Александр.
А нагайкой не прилетит?

В старину казаки использовали наказание нагайкой, чтобы «поправить» другого человека. Сейчас вместо нагайки проигравшие в каком-то задании участники «вара» отжимаются либо приседают. А после завершения игры просят друг у друга прощения, обнимаются, а затем садятся за стол, чтобы выпить чаю,попеть старинные казачьи песни.
Конечно, мне очень понравилось «вариться», – поделился один из участников этой зарядки, многодетный отец Денис Зеленков. – Это своеобразное мужское братство, чувствуется мужская энергия, это воспитывает силу духа, во всех упражнениях чувствуется нечто исконно русское. Тело сильно устаёт, а сердце поёт!

Кашевар Александр Беличенко (слева) обучает приёмам.


Было решено сделать «казачий вар» традицией и проводить его по праздникам на площадях города, чтобы и другие люди могли попробовать силу казачьего котла.