Во вместительный багажник иномарки умещается и отработанный пластик, и бумага, и целлофан – пленка, пакеты. Батарейки и люминесцентные лампочки утилизируются отдельно.

— С моей «придурью» смирились и мои сотрудники, и мои родные, — рассказывает Наталья журналисту «Новороссийского рабочего». – Они тоже поддерживают меня в попытках сделать мир чище. Я уже лет десять сортирую все отходы. Радуюсь тому, что не делаю свалку на Щелбе больше.

В магазине приспособлены отдельные емкости под каждый вид мусора, который можно переработать. Мои работники привыкли к тому, что все надо складывать отдельно. Бумажные документы, каталоги мы измельчаем. Картон у нас забирает водитель, который привозит товар. Он так подрабатывает. Но вообще раздельный сбор мусора – это не про деньги.

Наталья, конечно бы, могла содержимое своего багажника сдать предприятию по сбору и транспортировке отходов за деньги. Ну, получила бы каких-нибудь 200 рублей. Но для этого надо взвешивать отдельно бумагу, отдельно полиэтилен и т.д. Времени уйдет много. Заработать может тот, кто отходы привозит тоннами.

А  за утилизацию лампочек и батареек всегда надо платить тому, кто их сдает. Причем нет никакого документа, который бы обязывал руководство таких вот специализированных магазинов эти отходы правильно утилизировать. Но в «Светлячке» не собирают не только собственные батарейки. Отдельная коробка выставлена в торговом зале. Туда могут прийти люди с улицы и принести свои отработавшие элементы питания.

Еще одна коробка для утилизации люминесцентных лампочек. Это вообще только для горожан. В самом магазине уже несколько лет используют лишь светодиодные лампы, которые утилизации не подлежат. Им дорога только на мусорный полигон.

Раньше утилизировать лампы и батарейки было проще. Этим занималось агентство «Ртутная безопасность». Стоило позвонить, машина из агентства приезжала в течение нескольких дней. Теперь утилизация происходит через другое ведомство. Ну, очень долго все тянется. И документов надо больше оформлять, и приезжают за лампочками и батарейками месяца через четыре. И уже накапливаются не 40 заявленных килограммов, а в два раза больше. А машина не возьмет столько. Поэтому Наталья теперь делает заявки на вывоз этих отходов с запасом. Батарейки и лампочки в ее магазине утилизируют уже 25 лет.

В обычной  повседневной жизни Наталья Калиберда и ее семья пользуется при покупках шоперами чтобы не накапливать дома использованные пакеты. Каждая прогулка к морю для нее становится небольшим субботником. Родные купаются, а она еще к тому же собирает то, что стихия выбрасывает на берег.

— Ну, вот такая я «городская сумасшедшая». Я не приношу никакой тары для уборки. Говорю: если море хочет, чтобы я убирала, пусть даст мне пакет. И обязательно находится на берегу какой-то не донесенный до урны пакет. Туда я складываю кусочки пластика, упаковки от тетрапака, все, что находится поблизости. Но сейчас уже не я одна убираю мусор на берегу. Людей, которые не проходят мимо выброшенного пластика, немало. И это радует.

Никогда Наталья не проходит мимо переполненных урн. Обязательно делает снимок с геолокацией и отправляет на платформу «Мой Новороссийск» или в соцсети «Южного регионального оператора». Это помогает. На следующий день она замечает, что урна чистая.

Наталья пропагандирует разумное потребление и раздельный сбор мусора. Очень надеется, что кто-нибудь еще примкнет к ее не очень большому отряду.