Сход оползня на нашем полигоне был 26 марта 2025 года и сошел он на федеральную собственность – лес. Тогда под мусором были погребены деревья и кустарники. Населенный пункт, жилища людей и жители соседних СНТ и Борисовки не пострадали.
За состоянием мусорного полигона давно наблюдает известный эколог Евгений Витишко, руководитель постоянной рабочей группы по экологии Совета по развитию гражданского общества и правам человека при губернаторе Краснодарского края.
В последние годы Евгений Геннадьевич углубленно изучает мусорную тематику и знает наперечет все свалки нашего региона, посещает их и следит за состоянием. Об этом он регулярно рассказывает в своем Телеграмм-канале. К примеру, одной из нашумевших акций Евгения Витишко стала добыча замазученного анапского песка, который привезли на Новороссийскую свалку, и проведение лабораторного его анализа.
— Евгений Геннадьевич, так может ли у нас случиться оползень?
— Нет, думаю, что оползня уже не будет. Потому, что новые владельцы полигона перераспределили часть мусорной горы, убрали ее конус и теперь нагрузка на тело всего полигона некритична. Уже не сыплют мусор на склон, а растягивают гору в ширину.
— Водители, которые возят мусор на свалку, говорят, что они видели трещины в теле полигона. Это не повод волноваться?
— Трещины имеются, они возникли в период прошлого локального оползня. Но они не настолько масштабные, чтобы случился новый сход мусора. Пика у мусорной пирамиды уже нет.
— Евгений Геннадьевич, если не секрет, откуда вы берете информацию о состоянии нашей свалки? Как вы за ней наблюдаете? Вас пускают на свалку?
— Меня не пускают, говорят, пишите запросы новым хозяевам в Москву. А за свалкой я слежу по фотографиям мусорного тела в разных издательствах, в том числе и «Новороссийского рабочего». Правда, фотографии обычно делаются с одного ракурса, хотелось бы разнообразия.
— Читатели интересуются: как распорядились песком из Анапы, который завезли в июле прошлого года в Новороссийск довольно заметной горой?
— Представьте, я делал официальный запрос, но ответ мне до сих пор не дали. Меня интересует, кто дал добро заводить на полигон песок 3-4 класса опасности.
— Как вы узнали, что песок имеет класс опасности?
— Общественники Новороссийска по моей просьбе сделали забор песка из грунтовоза, который стоял в очереди на выгрузку перед воротами «Терра-Н». Было важно сделать именно рандомный забор, чтобы не дай Бог не подсунули чистенький. Мы так всегда поступаем. Одна из лабораторий, не буду ее называть, провела исследование. Так вот: песок, привезенный на свалку в Новороссийск, имеет 3-4 класс опасности. То есть перекрывать им бытовой мусор нельзя. Потому что загрязняющие вещества по итогу окажутся в море. И мы будет иметь то, от чего уходили – токсичные вещества окажутся в нашем прекрасном водоеме. То есть получили то, от чего спасали Анапу. Кстати, подробный отчет читайте в моем Телеграмм-канале.
— Видели уже свежие новости – после серии январских ливней полигон опять потек фильтратом в ручей Безымянный, а тот втекает в речку Озерейку? Что это означает?
— Это означает лишь то, что очистные сооружения «Терра-Н» не работают и фильтрат опять течет в ручей. Вопрос, для чего тогда вкладывали такие значительные суммы в реконструкцию и приведение полигона в порядок, если ничего не изменилось?
— Что сейчас, по вашим данным, происходит на полигоне? Пожар остановлен?
— Полигон тлеет до сих пор, это хорошо видно, когда наступает вечернее, ночное время суток. Он уже будет гореть постоянно, его не остановить. Пожар возникает из-за накопления метана. И сейчас трещин, сформированных в результате оползня 2025 года, достаточно много. Выходит метан, начинается пожар. И добраться туда, где идет процессы горения, непросто, а порой невозможно. И если свалку поливать водой, то только утяжелять ее.
Евгений Витишко сказал, что еще в декабре планировалась его командировка с представителями министерства ЖКХ края на полигон «Терра-Н» по итогам реконструкции новых карт. Но пока поездка откладывается. Евгений Геннадьевич пообещал проинформировать читателей «Новороссийского рабочего» об итогах командировки.
Отложился по причине угрозы здоровью визит на городскую свалку и новороссийских общественников.
— Визит на городскую свалку бы запланирован в конце декабря, — рассказывает «Новороссийскому рабочему» общественный активист Татьяна Трибрат. — Нам было важно узнать, как идет реконструкция, проект которой прошел государственную экспертизу четыре года назад. Однако из-за пожара на свалке в визите на полигон нам отказали с мотивацией, что это будет небезопасно для общественников.
Новость о том, что фильтрат опять стекает с ручей Безымянный, взволновала новороссийских экологов.
— Нужно подняться по ручью, чтобы расследовать: слив ли это неочищенного фильтрата либо свалка естественным путем стекает в речку в результате обильных осадков, — наметила планы на январь Татьяна Трибрат.
«Новороссийский рабочий» направил официальный запрос в Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края с просьбой прокомментировать судьбу нашей свалки. Ответы опубликуем.




