О свободе
Талантливому художнику из Новороссийска, автору муралов в общественных местах Роману Чекалину 29 лет. Он коренной житель нашего города, окончил школу №21. Увлекался настольным теннисом и баскетболом – о рисовании серьезно не думал, художественная школа в его планы не входила.
– При этом художественное чувство точности, цвета, направления линии у меня было всегда. Но я тогда не обращал на это внимания, и осознание этих способностей пришло не сразу, – рассказывает Роман.
Прежде чем что-то сказать, этот почти двухметровый современный молодой мужчина обдумывает каждое слово. Его серьезность и увлеченность, его умение строить фразы и выражать свои мысли автора строк заворожили.
Роман рассказывает, что после школы поступил в Новороссийский колледж радиоэлектронного приборостроения имени генерал-майора Андрея Суховецкого на перспективную специальность «Информационная безопасность».
– У меня хорошо получалось! Но на практике я понял, что это не мое. Очень большая ответственность и очень много ограничений. И тут знакомый художник пригласил помочь с большим заказом оформления стены, сделать рутинную работу. С этого все и началось. Мне понравился этот образ жизни, эта свобода.

О работе
После этой случайной подработки Роман в течение трех лет все свои стремления и желания направлял на самообучение. Он маленькими, но уверенными шагами закреплялся в знаниях и новых умениях. Его первые работы друзья-профессионалы оценили по достоинству. Без академической базы, без элементарных знаний композиции у Романа интуитивно все выходило как надо.
– Да, ребята с дипломами художественной школы более мастеровиты. Но сейчас я уже понимаю, что мое преимущество – это умение создавать органичные, цельные и актуальные пространства. Способность погружаться в тему, делать все осмысленно, гибко перемещаться в разных стилях и направлениях.
Сарафанное радио быстро сработало, и Роман стал достаточно известным художником в узких кругах. Он тесно сотрудничает с отделом молодежи, где прошла выставка его миниатюр, оформил несколько стен и проект «Не будь, как Дуня». Муралы на стадионе «Центральный», пляже «Нептун» и на входе в наблюдательный пункт 18-й армии на Сухумском шоссе.
Этим летом он оформил масштабной росписью набережную в соседнем Дивноморске и обновил электроподстанцию ко Дню России в Геленджике. К нему обращаются владельцы ресторанов, домов отдыха и салонов красоты, чтобы правильно расставить акценты в пространстве. Его работы в частных домах создают атмосферу уюта и неповторимости. И каждый раз это новая история, новые техника и стиль.

Что думают транзитчики
Роман убежден, что в основе любой работы – идея или посыл, за которыми уже тянется автор. Признается, что очень много размышлял о родном Новороссийске.
– У нас представлены несколько муралов на патриотическую тему, история города изображена в арке дома на улице Новороссийской Республики – это незаметная капелька в масштабах города. Осталась интересная мозаика на домах с советских времен – это сейчас уникальное достояние. Но визуально не выделены еще много центров, школ, зданий, над которыми я бы с удовольствием поработал.
Художник уверен, что философские, социальные и личные темы, выраженные в реалистичной манере или более абстрактном стиле, всегда трогают. Через муралы можно выразить разные актуальные темы – социальные, экологические.
– Но инициатива преобразить город всегда должна исходить от власти, от их понимания, что они хотят увидеть: идентичность или историческую составляющую района. От четко поставленной задачи и понимания, что на этом месте будет через пять лет – останется ли этот объект или его планируют снести на следующий год, зависит результат.
– Наметили себе стены или забор, за которые хотели бы взяться?
– Я часто смотрю на забор на Сухумском шоссе. Сколько людей регулярно проезжают мимо него из Геленджика в Анапу и думают, что Новороссийск не меняется. Хотя это не так. Заборы на улице Мира вдоль порта, на Шесхарисе – отличные полотна для исторической темы. И еще старые электроподстанции, дворовые зоны, гаражи – большинство из них в удручающем состоянии. А я могу во все старенькое вдохнуть новую жизнь.

Ничто не вечно
– Сколько в среднем стоит оформление стандартной электроподстанции?
– В среднем это обойдется в сто тысяч рублей. Но если будет запрос на сюжетную, наполненную работу, выйдет дороже. Все на самом деле обсуждается. Я гибок во всех направлениях.
– У вас большая конкуренция в Новороссийске?
– Я знаком с пятью художниками. Любителей около двадцати человек. Но я бы не назвал это конкуренцией – каждый работает в своем направлении, никто никому не мешает.
– Как у вас и ваших коллег получается оформлять торцевые стены многоэтажек? Это же огромные размеры!
– Есть несколько вариантов. Первый – это разметка по квадратам. Второй – исходить от пятна, например – закрасить полстены голубым цветом – уже есть небо. Третий – высвечивание в темное время эскиза с проектора.
– У муралов есть срок годности? Насколько они вечны?
– К сожалению, вечной краски в мире нет. Но технологии в постоянном поиске долговечности. Я работаю с красками, которые устойчивы к внешней среде и ультрафиолету. В состав входит модифицированный силикон, который придает эластичность, влагостойкость. Потеря изображения составляет всего пять процентов в год – это отличный показатель для такой агрессивной среды, как ветер, пыль, солнце, морской воздух и голуби. Мурал с рекордами Новороссийска от них очень страдает.
– Планируете его реставрировать?
– Если заказчик захочет. Но иногда проще перерисовать, чем реставрировать.

Прогулка для глаз
– Вы отметили, что дорожите свободой, при этом открыли самозанятость. Зачем
вам это нужно?
– Во-первых, при каждом заказе заключается договор. А каждый договор режет крылья художнику. Поэтому я сделал свой вариант, в котором проявляется уважение к интересам заказчика и не ущемляются мои возможности. Во-вторых, я, благодаря самозанятости, смог получить соцконтракт.
Роман рассказывает: долгое время ему казалось, что эта возможность не имеет к нему никакого отношения. Но решил рискнуть, подготовил все необходимые документы, и у него все получилось.
– Это для меня отличная возможность купить новое оборудование, которое позволит еще быстрее работать. Я и так планировал его приобрести, но теперь смогу освободившиеся средства потратить на своего маленького ребенка.
– А ваша жена тоже художник?
– Надежда хорошо рисует, но работает менеджером в торговле. Мне бы хотелось, чтобы, со своим системным подходом, она была моим менеджером.
– Что или кто вас вдохновляет?
– Все, что настоящее, цепляющее. Хорошее ведь всегда долгоиграющее. Я понимаю, сейчас такое время, что людям не до творчества, но вдохновение должно присутствовать в нашей жизни обязательно. Чтобы глаз мог прогуляться, а душа порадоваться.
Наша справка
Мурал – монументальная живопись, созданная на стене здания. Муралы обычно огромные, занимают целые стены зданий и создаются по заказу или с разрешения властей. Их цель – не только украсить улицу, но и передать идею: социальную, культурную, историческую или эстетическую, создать определенную атмосферу.
Граффити – вид уличного искусства, который подразумевает нанесение рисунков, надписей или других изображений на общественные стены, здания, поезда и другие поверхности. Граффити может быть любого размера — от маленького тега до большой композиции и наносится нелегально. Это больше про самовыражение и сообщение.
Случаи, когда уличные художники и администрация находят общий язык и создают интересные и полезные городу проекты оформлений стен, становятся все чаще.




