Новороссийск – город с уникальной судьбой. Он изначально был портовым, коммерческим и многонациональным. Он и сейчас является таковым. Бурное экономическое развитие Новороссийска началось в конце 80-х годов 19 века, когда к нам пришла железная дорога, и порт достиг мирового уровня.
Город начал расти и по количеству приезжих. В нем появились специалисты, которые были задействованы в строительстве и эксплуатации промышленных и транспортных объектов. В Новороссийск потянулись и состоятельные люди, и вчерашние крестьяне. Последних здесь ждали в качестве рабочей силы. Но никакой социальной инфраструктуры для них специально не готовили. Появилась масса социальных проблем. Откликом на эти проблемы стало добровольчество и благотворительность. Благотворительность можно считать едва ли синонимом добровольчества в конце 19 века.
Предприниматели, которых до 1917 года называли купцами, являлись активными благотворителями. Предприниматели жертвовали крупные суммы на богадельни, учебные заведения, городскую больницу. Они могли содержать в больнице именную койку – рядом устанавливалась табличка, что эта кровать – дар конкретного человека. Среди благотворителей известен купец 2-й гильдии Никулин, который два срока избирался городским головой.
Источниками благотворительности являлись и православные приходы. Они помогали детям-сиротам, вдовам, бедным прихожанам. При храмах открывались столовые, ночлежки. Новороссийск был и остается многоконфессиональным городом. Так, благотворительностью занимались и новороссийские синагоги, построенные на деньги местных иудеев. Здание одной из них сохранилось и до нашего времени. Сейчас в нем располагается Центр национальных культур по улице Грибоедова.
Помогали горожанам национальные общины. Самой крупной в конце 19 века была греческая община, ей тогда уступала армянская. Особенность всех иноверческих общин в том, что они оказывали помощь только своим соотечественникам. И это было тоже большое подспорье городскому самоуправлению с его скудным бюджетом.
Добровольчество было присуще местной интеллигенции. Врачи в городах обычно лечили за плату. В Российской империи на периферии работали земские врачи, на содержание которых земства (местные органы самоуправления) выделяли некоторые средства. Прием для бедного населения эти медики вели бесплатно. В Новороссийске не было земства, но были врачи, которые оказывали помощь нуждающимся в свое свободное время.
Некоторые учителя и библиотекари участвовали в работе воскресных школ. Организовывали народные чтения в Народном доме, в публичных библиотеках.
В начале 20 века в городе существовало более 10 благотворительных культурно-просветительных организаций. Многие из них возглавляли первые лица губернской администрации и их жены. Особенно те, которые являлись подразделениями российских организаций, например, таких как Красный крест. Один из самых известных губернаторов Евгений Волков ко всему прочему руководил Губернским попечительным о тюрьмах комитетом. Какую благотворительность мог проявить такой комитет? Допустим, заключенным перед праздниками могли увеличить довольствие на 1 копейку в день – это дополнительно пару кусков хлеба. Возглавлял он и Черноморский отдел общества спасания на водах.



Супруга черноморского губернатора Вера Александровна Волкова стояла во главе и «Черноморского общества воспитания и защиты детей», председательствовала в обществе «Вспомоществования недостаточным учащимся города Новороссийска». Недостаточные учащиеся – это те, в чьих семьях было недостаточно средств. Вера Волкова курировала все, что связано с детством. В 1904 году она возглавила комитет «Красного креста».
Благотворительностью занимались не только супруги Волковы. Вице-губернатором в то время был Алексей Березников. Его супруга Софья Петровна была председательницей Новороссийского общества пособия бедным. Общество распределяло денежные пособия, одежду, дрова, организовывало детские приюты.
В период русско-японской и Первой мировой войн ярко проявилась деятельность сестер-милосердия под эгидой Красного креста. Эти женщины собирали вещи для фронта и беженцев, оказывали поддержку семьям мобилизованных.
В губернии также было организовано пожарное добровольчество. Добровольная пожарная дружина была необходима. Ведь в городе были не только каменные постройки. Много строили из дерева. При пожарах выгорали иногда по несколько смежных домов. Добровольные дружинники на безвозмездной основе помогали профессионалам тушить огонь. Материалы о таких волонтерах есть в современном ведомственном музее пожарной части Новороссийска.
Добровольцами были и члены новороссийского яхт-клуба, организованного в 1904 году. Они не только занимались спортом, но и наблюдали за акваторией порта, участвовали в спасательных операциях. Такая помощь была весьма актуальна, ведь шторма во время норд-оста имели серьезные последствия.
Вообще горожане объединялись после каждого мощного шторма, ненастья. Для этого не требовалось официальных организаций. Люди после норд-остов сообща расчищали завалы, ремонтировали поврежденные дома, помогали пострадавшим.
Многие традиции дореволюционного Новороссийска продолжаются и сейчас.










