Женщины – опора и надежда
Накануне рождественских хлопот журналисты выбрали час, чтобы заглянуть в гости к настоятелю храма, протоиерею Евгению Кузнецову и попросить у него благословения для редакции на новый год.
Батюшка только что приехал с кладбища, где отпевал погибшего героя, родом из Гайдука. Хмурит брови священник: наши войска освобождают от укронацистов все новые села, возвращаются на родину солдатики, погибшие год назад, чтобы найти упокоение в родной земле.



Осматриваемся с удивлением: городские и не заметили, как вырос на окраине села этот небольшой и уютный храм. Оказывается, еще в 2018 году.
– Построен наш храм был благодаря молитвам бабушек Гайдука, – рассказывает отец Евгений. – Прихожанки горячо молились о том, чтобы появился в селе новый храм, и благотворитель быстро нашелся. Да и построена была церковь в рекордные сроки – за год и три месяца.
На воскресную службу в этот храм приходит около сотни человек, бывают еще и немногочисленные «захожане», так называют тех, кто иногда заходит по случаю или время от времени.

– Наши прихожанки в основном женщины, – рассказывает батюшка. – Это объяснимо: женщины более религиозны, они за все переживают сильней мужчин – за детей, мужей, близких родственников. Так было всегда. Когда свершилась Октябрьская социалистическая революция, мужчины из храмов ушли. Остались одни женщины. И до сих пор они наша опора. Женщины приходят молиться, приводят детей в воскресную школу, помогают вести уроки на религиозную тему, различные творческие занятия.

Очень тепло батюшка отозвался о гайдукских бабушках. По его мнению, это особо ценные люди, которые сегодня выполняют в нашем обществе миссию старейшин и мудрецов.
– Есть в Гайдуке такие светлые бабушки, с чистой душой, что, пообщавшись с ними, напитываешься особым духом. Это женщины, которые в непростые советские времена вырастили своих детей, затем, в более сложные времена, внуков, а теперь помогают растить и правнуков. Думая о них, я вспоминаю Серафима Саровского, который мог словом преобразить людей. Так и наши мудрые бабушки, и мы должны их ценить, ловить каждое их слово.
Не было ни одной кражи
Отец Евгений говорит, что человек из села отличается от городского. В Гайдуке, по его мнению, живут люди более простые, но честные. За время строительства храма не было ни одной кражи со стройки. Однажды, правда, со двора храма исчезла арматура. Так дело даже до участкового не дошло. Воры быстро одумались и вернули арматуру на место, поняли, что грех совершают.


К пьяному – бережно
Храм в Гайдуке примечателен тем, что при нем одно время работал клуб анонимных алкоголиков. Батюшка говорит, что пьянство – это большая проблема общества, а в рабочей слободе эта беда видна особенно ясно. Об этом бедствии отец Евгений знает не понаслышке, от алкоголизма скончался его родной дядя в 56 лет.
– Это для всех был шок. Молодой дядя, трое детей. С болью в сердце я встретил эту скорбную весть. Смерть близкого человека – урок всем живущим, как тяжело справиться с зависимостью. А ведь дядюшка своей супруге уже дал слово, что пойдет лечиться… только через три дня. Но умер.
Поэтому к пьяному человеку, заходящему вдруг в храм, батюшка относится бережно.

– А трезвый он и не придет, – рассуждает отец Евгений. – Задача священника увидеть душу человека и в этом состоянии. Часто в подпитии люди открывают сокровенное, говорят о своих переживаниях, домашних неурядицах, но нередко – несут чушь. И священнику приходится проявлять чудеса невероятного терпения, чтобы постараться дать человеку веру, пробудить в нем желание спасаться.
Клуб анонимных алкоголиков при храме временно закрылся, его основатель вернулся на родину в Татарстан, а алкоголики нашли поддержку в других группах АА. Но, говорит батюшка, если найдется верующий, готовый наставлять на путь истинный пьющих людей, то милости просим. Комната для занятий найдется.


«Только учусь находить слово»
Спрашиваю у батюшки, научился ли он сам находить слова убеждения для горького пьяницы?
– Особое слово находить я не научился, только учусь, – говорит священник. – Больше надеюсь на Божью благодать, которая снизойдет и поможет.
Батюшка поведал, что ему известны зависимые от сильных наркотиков, которые смогли победить свою пагубную страсть, только уверовав в Бога.
– Вы представляете, сила веры была такой, что зависимый, трезвея, даже ломок не чувствовал, – говорит отец Евгений.


Священник как психолог
Интересуюсь, за какой помощью обращаются к священнику прихожане, за чем вообще сегодня идут в храм? Многих беспокоят взаимоотношения в семье, бытовые конфликты. Они просят у священника совета. А еще волнует, как справляться со всем в этом непростом мире. Есть грехи и страсти, люди хотят научиться с ними бороться. И, безусловно, их ведет в храм переживание за судьбу близких.
– Священник во все времена нес служение психолога и продолжает выполнять эту функцию, ведь «psyche» переводится с древнегреческого как «душа», – поясняет батюшка. – Собственно, этому и учат в семинарии. Человек на исповеди рассказывает о своих грехах, а священник наставляет его и побуждает к раскаянию, укрепляет в вере, пробуждает в нем желание дальше жить.

Работа над собой
Понравилось мне слово священника о том, что он учится до сих пор. Батюшке – 45 лет, а он не остановился в совершенствовании себя и своей души!
– Шлифую душу свою каждый день, – признается отец Евгений. – Много читаю – духовную литературу, художественную классическую, историческую. Духовная делает душу пластичной, мягкой, читающему человеку легче бороться со страстями. Сейчас читаю дневники полкового священника Митрофана Сребрянского в период Русско-японской войны. Он описывает свой путь на поезде через всю Сибирь. И это времена, когда не было БАМа! Я вижу людей начала двадцатого века, чем они жили, о чем думали. Вижу китайские города, которые сегодня стали мегаполисами, и даже по Яндекс-картам отслеживаю путь следования полкового священника в 1904 году.

Узнаю, что отец Евгений обожает Достоевского. «Преступление и наказание» пока у него на первом месте. В будущем году батюшка наметил для себя перечитать «Братьев Карамазовых», возможно, его ощущения изменятся.
– Каждый раз, перечитывая произведения Достоевского, открываешь для себя что-то новое, – говорит батюшка.
Прошу дать совет всем верующим, с какой духовной литературы им начинать.
– Я рекомендую всем читать Евангелие. Это удивительная книга. Перечитываю ее вновь и вновь и понимаю, что всякий раз нахожу в ней новое для своей души, – напутствует отец Евгений.

Место чуду есть
в канун Рождества мне очень хотелось узнать, есть ли место чуду в храме?
– Есть у нас один прихожанин, который заметил следы маслянистой влаги на иконе. «Икона замироточила!» – стал он кричать от радости. Я взял носовой платок и отер блестящий след. Мы, священники, знаем, что если это миро, то оно вновь проявится. Но в этот раз не проявилось. Внешние чудеса не так важны для православного верующего, как чудеса, происходящие с душами людей, – уверен священник.
– А вот вам и чудо, – вспомнил батюшка свежую историю. – Пришел к нам военный с фронта, имя его Антон, освящать второй по счету автомобиль. Первая боевая машина, тоже освященная мною, сгорела в бою, но сохранила жизнь всем бойцам, которые были в ней. Антон рассказал: началось наступление, нужно было срочно ехать, все в машину – она не едет, как ее ни заводили. Тут впереди, прямо на дороге, взрыв прогремел. Если бы машина завелась и поехала сразу, все бы погибли. Это чудо. Вторую машину тоже освятили, верю, что она не подведет своих пассажиров и водителя, Антон вернется домой.




