Титул «Лучший игрок» она завоевала на
Всероссийском епархиальном турнире по мини-футболу среди людей с инвалидностью, проводимом Российским футбольным союзом.
— Самым сложным для меня и других моих коллег на этом турнире было играть в условиях спортивного зала. Все-таки футбол – это игра на траве, игра на стадионе, нам более привычно состязаться именно на открытом пространстве, делится Татьяна Бусько. —
Потому что слепые ориентируются на слух, а когда по залу разносится эхо, это мешает слышать и, соответственно, ориентироваться. Но поскольку зимой в Москве бегать по открытому полю было бы холодно, турнир проходил в зале. Правда, тренер нас утешал: «Вы не дослышите, но и соперники в той же ситуации».
— С какими командами играла наша сборная?
— С командами из Москвы и республики Марий Эл. Наша команда – самая молодая, ей нет и года, а вот соперники, конечно, уже состоявшиеся и сыгранные. В Марий Эл, например, женской футбольной команде пять лет. И то, что девочки-игроки значительно выросли в профессиональном плане, могу точно сказать. Это чувствуется. В общем, мы заняли третье место.
Раньше, поскольку в Краснодарском крае не было своей женской футбольной команды для незрячих, я играла за сборную Липецка. Но сейчас с радостью перешла в кубанскую команду. Потому что я патриот региона, в котором живу.
— Из Новороссийска еще были игроки?
— Да, девушка Алика – наш вратарь. Вратари в командах слепых – зрячие. Алика — профессиональный футболист. Это ее второй турнир с нами, и мы надеемся, что она останется в команде.
— Как мы поняли, звание лучшего игрока далось вам в буквальном смысле, с «кровью»: без травмы не обошлось…
— Да, мне рассекли бровь. Когда я почувствовала влажную жидкость под маской, признаюсь, было страшно. Крови было много, наложили швы. Первая мысль была: надо завязывать с футболом. Но через мгновение поняла, что с этим спортом не расстанусь. Тренировки и состязания дают энергию, веру в свои силы, адреналин. А бровь… заживет.
Вообще, если ты пришел играть, будь готов, что будут травмы. По нашим правилам, на поле нельзя находиться, если травма сопряжена с кровью, даже если это крохотная царапинка. А вот если это растяжение связок, например, девочки играют даже через боль.
— Сколько вы всего в футболе?
— Четыре года. Самое интересное, что раньше, когда еще окончательно не потеряла зрение, я боялась мяча, боялась всех игр с ним. Да, еще во время учебы мы играли в пионер-бол, волейбол. Но мне было страшно. А сейчас страха нет.
— Какие выводы как капитан сборной вы сделали для себя и для других футболисток?
— Нашей команде нужно как можно больше тренировочных процессов. А что касается лично меня, то я всегда внимательно слушаю наших тренеров. Их замечания бесценны. Например, я всегда быстро бегала, но, оказывается, на носочках можно бежать еще быстрее, чем на полной стопе.

— Если взять ситуации за скобками футбольного поля, то как вообще проходят поездки? Это поезда, электрички, метро…
— К сотрудникам РЖД и метро у меня нет ни одной претензии. Они с инвалидами работают четко. Главное, вовремя подать заявку — тогда и встретят, и проводят. На железнодорожных станциях сотрудники даже подходят, чтобы выгулять собаку-поводыря. В метро важно тоже обозначить в заявке, где и во сколько я буду, и сотрудник службы сопровождения встретит в это время. Может даже подойти в радиусе 50-100 метров. В свое время у нас была специальная учеба на эту тему. А мы с моей собакой-поводырем Ясей принимали участие в тренингах в Санкт-Петербургском метро.

— А как отправить эту заявку, если человек не видит даже цифр в телефоне?
— Умные гаджеты, специальные приложения, программы, — все это сейчас есть. Программы, встроенные в телефон, озвучивают тексты и картинки. Можно даже сделать фото, загрузить и программа опишет подробно, что перед тобой находится.
Нам через общество слепых выдают компьютеры, на которых мы можем работать. Только не с помощью мышки, а комбинацией горячих клавиш.
— Но все это надо осваивать…
— Если каждый день пользуешься, то привыкаешь и все получается. У нас в Обществе есть люди, чья работа полностью связана с компьютерами. Также в интернете есть курсы по навигации, когда программа говорит, где ты находишься.
С помощью этих программ я могу общаться в родительском чате класса своего сына, проверять электронный дневник, как и другие родители.
— В общем, ИИ в помощь?
— Да, помощь хорошая, но опять же не для всех. Некоторые люди с инвалидностью, наоборот, с развитием ИИ засели дома. Потому что они могут узнавать все новости, быть в курсе событий. Чтобы получить продукты, есть служба доставки. Но при этом эти люди хуже ориентируются вне родных стен. А так можно погрузиться в уныние и депрессию.
Именно футбол очень хорошо учит слепых людей ориентироваться. И не дает шанса плохому настроению.
Накануне Нового года Татьяну Бусько чествовали в администрации Новороссийска. Глава города Андрей Кравченко и председатель Городской Думы Андрей Антонов вручили ей почётную грамоту, отметив активную жизненную позицию Татьяны и ее желание помогать людям, вести общественную работу.

Татьяна – председатель клуба «Кубанский проводник» — организации, которая объединяет владельцев собак-поводырей. А еще она охотно проводит «Уроки доброты» в школах и детских садиках. Рассказывает, как общаться с человеком, которого сопровождает собака-поводырь. Например, к нему нельзя подходить с левой стороны: собака всегда ходит с левой. И еще: эта собака не на прогулке, она на работе. Это глаза ее хозяина, поэтому отвлекать пса вкусняшками и ласками тоже не нужно.




