О роли школьных психологов в работе с родительской общественностью говорили за круглым столом, организованном Общественной палатой города-героя.

Обращения растут

Эти темы сегодня, когда обращения к специалистам возрастают, а лед недоверия тает, очень живо обсуждаются среди мам и пап.

В кабинеты школьных психологов дети и взрослые стучатся все чаще. Если в 2022 году доля таких обращений составляла 57%, то сейчас она увеличилась до 85%.

Особенно много запросов поступает от семей, члены которых находятся в зоне СВО.

Начинаем с детсада

Но не только школьникам нужна такая поддержка, детсадовцам  тоже не менее важно общение с психологом. Именно с детского садика закладываются основы психологического здоровья ребенка, а работа психолога с ребенком может решить многие проблемы, возникающие в ходе взаимодействия с семьей.

Об этом рассказывала коллегам Дарья Рубцова, победитель краевого конкурса «Педагог-психолог Кубани» и призер Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России».

Беседуя за круглым столом, участники узнали об опыте школы №33, где налажена система взаимодействия с детскими садами, к которым приписаны дети, поступающие в эту школу. При переходе сложных детей из детского сада в школу проводятся консилиумы специалистов, что в конечном итоге способствует более легкой адаптации ребенка в новом школьном коллективе.

Разрушить стены недопонимания

У самих психологов проблемы тоже возникают. Это связано с перегруженностью некоторых школ и сложностями с помещениями для приемов, что затрудняет общение с детьми.

Еще одно препятствие – это стереотипы, связанные с обращением к психологу. Постучаться к специалисту нередко остерегаются, например, сами педагоги, опасающиеся того, что это может вызвать насмешки. Участники круглого стола предложили проводить групповые консультации, чтобы разрушить эти стены недопонимания.

Тем временем самим учителям психологическая поддержка очень нужна, как показывает жизнь, а некоторым она просто необходима. Школьные психологи отмечают, что нередко у коллег-учителей возникают профессиональное выгорание, усталость, а то и состояния, близкие к неврозу.

Когда ребенок особенный

Успешным опытом работы с особыми детьми поделилась педагог-психолог школы №33 Наталья Мушастая.

В 2009 году она провела эксперимент, когда шестерых детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  удалось интегрировать в стандартные классы. Дети обучались по общей образовательной программе и успешно окончили школу, получили профессии.

Дальше – больше. Школа выиграла грант по ранней профориентации детей с ОВЗ и заключила контракты с педагогическим колледжем и другими организациями. На мастер-классах специалисты учили родителей взаимодействовать со своими детьми. Есть семьи, которые не принимают своих особенных детей и при этом отвергают помощь специалистов. Именно психологи убеждают их открыть глаза на проблему и работать с этим.

Проект Натальи Мушастой и ее коллег «Школа для родителей особого ребенка» востребован до сих пор. 

Родители заинтересованы в том, чтобы дать своим детям с особенностями профессию. Но какую? В городе, к примеру, есть много вакансий для швей.

Одна из предпринимательниц поделилась своей историей успеха. Профессия швеи в свое время стала для девушки из малообеспеченной семьи путевкой в жизнь.

Центром профориентационной работы для будущих швей (в том числе подростков со сложным поведением или заболеваниями) станет школа №11, где, кстати, и проходил круглый стол.

Колледж как новый этап

Психолог Новороссийского социально-педагогического колледжа Наталья Денисова рассказала, что и для студентов-первокурсников довольно непросто проходит период адаптации в новых стенах.

Некоторые студенты остро нуждаются в поддержке. Это новый этап, меняющий их жизненный уклад. И здесь важна работа с родителями.

По результатам анкетирования первокурсников, только 68% обучающихся поддерживают доверительные и располагающие отношения с родителями, 23% испытывают разочарование или недостаток поддержки, а 9% склонны самостоятельно принимать решения и отказываются от поддержки родителей.

В помощь студентам ежегодно проводится тренинг «Я горжусь тобой» и акция «Фотография с папой или мамой». 

Заместитель руководителя МКУ «Территориальное управление по взаимодействию администрации города с населением» Анна Хасанова поделилась информацией об открывшемся Центре помощи «Моя семья», где встречи с психологами будут организовываться для разных групп людей, нуждающихся в такой поддержке.

Одна из главных резолюций «круглого стола», которую озвучила заместитель председателя  Общественной палаты Татьяна Митина, – городу требуется свой муниципальный психолого-педагогический центр. Сегодня в Новороссийске нет единого сообщества психологов, каждый работает с подопечными в своих микрогруппах.

Открытие такого центра объединит положительный опыт всех психологов: из детских садов, школ, колледжей и других организаций профессионального образования.