Профессиональное чутье
В полицию, а тогда еще в милицию, Анатолий Васильевич пришел служить сразу после окончания Краснодарского университета МВД, в 2001-м.
– Из 24 лет службы, семь – посвятил уголовному розыску, а все остальное время – наркоконтролю. В отделе по контролю за оборотом наркотиков УМВД я с 2016-го. На мой взгляд, именно наша служба объединяет в себе работу всех отделов полиции. Здесь и розыск, и оперативная работа, и криминалистика, одним словом, очень интересно, – рассказывает Анатолий Васильевич.
Новороссийское подразделение по контролю за оборотом наркотиков системы МВД России уже на протяжении нескольких лет лучшее в Краснодарском крае.
– В новостях сообщают, что была остановлена машина, в ходе обыска найдены запрещенные вещества. Но далеко не каждый автомобиль досматривают сотрудники полиции. Как вычисляете нужный?
– Прежде чем обыскивать машину, мы точно знаем, что в ней есть, остается лишь найти. Этому предшествует скрупулезная работа, подробности которой не имею права разглашать.
– Где чаще всего прячут наркотики?
– Если мы говорим про автомобиль, где только не прячут. Был случай, когда нашли под передним подкрылком, под обшивкой, а однажды в автомобиле, прибывшем в Новороссийск морем, сверток нашли в печке. В квартире, в доме вариантов спрятать запрещенные вещества еще больше. Например, как-то обнаружили их в морозилке, в куске замороженного мяса.
– Служебные собаки помогают в поиске?
– Конечно. Мало того, что у них натренированный нюх, так еще это психологический фактор. У подозреваемого, пока собака не приступила к работе, есть шанс выдать всю запрещенку добровольно, тем самым облегчить себе дальнейшее наказание.

Мак, «мёд», аптека
– Какие наркотики сейчас самые ходовые, а что встречается редко или вообще исчезло с рынка?
– Практически исчезли спайсы и героин. Последнее связываю с тем, что благодаря тесному взаимодействию различных ведомств удалось перекрыть каналы ввоза из бывших союзных республик. Часто изымаем «соли», марихуану и «мёд» – так в обиходе сбытчики называют один из сильнейших синтетических наркотиков.
– А мак все так же считается наркотическим веществом, срок за него дают?
– Зависит от количества изъятых кустов. За незаконное культивирование до 10 растений мака, содержащего наркотические средства, предусмотрена административная ответственность, если больше – уголовная.
– Вам попадались «маководы»?
– Был курьезный случай. Еще в самом начале службы. Поступил звонок, что в Абрау-Дюрсо одна бабуля держит плантацию мака. Приехали. Смотрим, цветки большие. Хозяйка стала объяснять, что это декоративный мак, но, знаете, люди часто так говорят. Изъяли 30 кустов. Привезли в лабораторию. Коллеги смеются: «Что вы нам привезли? Это декоративный мак!». Начальство приказало везти цветы обратно бабушке и извиняться. Неудобно было. Но бабуля зла не держала, посмеялась, посетовала, что напугали ее, и она, мол, уже собиралась сухари сушить.
– Есть такое мнение, что лица цыганской национальности приторговывают наркотическими веществами. Стереотип или реальность?
– Для Новороссийска стереотип. У нас привлекают их обычно за скупку краденого, золота, незаконную предпринимательскую деятельность.
– Как обстоят дела в городе с так называемыми аптечными наркотиками?
– После введения маркировки, усиления контроля за отпуском рецептурных препаратов, осталась одна аптека в городе, которая берет на реализацию медпрепараты, содержащие наркотические вещества. Она у нас на контроле. Регулярно проверяем журналы. Аптечные наркотики, например один популярный с лирическим названием, завозят к нам из-за границы. Распространяют через преступную сеть.

Не книжные закладки
– Анатолий Васильевич, как правильно надо себя вести, если становишься свидетелем того, что у тебя под забором или на улице неизвестные люди что-то усиленно ищут в траве?
– Как я понимаю, речь идет о закладчиках. Главное, не спугните. По возможности незаметно сделайте их фотографию или видеозапись, запомните, как они выглядят. Если их ждет машина, запишите номер. Если они прибыли на поиски на прокатных электросамокатах, запомните хотя бы цвет техники и точное время. После этого позвоните в Службу 112 и передайте информацию.
Могу дать совет жителям частного сектора: установите видеокамеру и соответствующую табличку о том, что ведется видеонаблюдение. Обычно у таких домов закладчики стараются не появляться.
– Что делать, если случайно найдешь закладку?
– Не трогайте руками и сразу вызывайте полицию. Постарайтесь не затоптать место находки. Прибывшие сотрудники изымут свертки, передадут в лабораторию. Руками закладки трогать не надо, так как с упаковки будет взято ДНК.
– Что внутри этих свертков?
– В основном «соль». Из-за относительно невысокой цены, на «соли» быстро подсаживается молодежь.
– Какой средний возраст употребляющих наркотики?
– 18-27 лет. В сбыт чаще всего вовлекают парней и девушек 16-25 лет.

Недетские сроки
– В интернете много групп, заманивающих молодых людей легкими быстрыми деньгами в преступную сеть по распространению наркотиков. Какая ответственность за это грозит и с какого возраста?
– Уголовная ответственность. С 16 лет. Наказание может последовать до 20 лет лишения свободы. Так что надо несколько раз подумать, стоит ли гробить свою жизнь. Сегодняшние технологии позволяют сотрудникам подразделений по борьбе с оборотом наркотиков оперативно выявлять распространителей.
– С закладчиками ясно, а как быть с трафаретчиками, которые наносят на асфальт, стены зданий надписи с указанием сайтов, где продают смерть? Можно ли привлечь к ответственности таких «художников»?
– Раньше за нанесение таких надписей была только административная ответственность – штраф 5000 руб. Теперь – уголовная. Трафаретчики идут как участники цепочки сбыта. В настоящее время в Новороссийске ждут своей участи молодые люди, прибывшие с Урала. Им по 18-20 лет. Они наносили надписи в Москве, в Сочи, а попались в Новороссийске. Им грозит срок до 10 лет.
- 423 преступления в сфере незаконного оборота наркотиков было выявлено с начала 2025 года по конец ноября в Новороссийске.
- 352 из них – сотрудниками подразделения наркоконтроля (остальные сотрудниками ППС, ГИБДД и т.д.).
- 210 дел уже ушли в суд.
- 221 из 423 преступлений – факт сбыта.
Тесты для всех
– Анатолий Васильевич, напоследок немного провокационный вопрос. Бытует мнение, что сотрудники наркоконтроля сами употребляют наркотики. Это правда?
– Кто-то, наверное, употребляет. Да и случаи задержания таких сотрудников в России были, глупо отрицать. Но нас регулярно проверяют, причем проверки приходят без предупреждения, и, если кого-то выявят, поверьте, покрывать не будут.
– Как вы относитесь к проверкам на употребление наркотических веществ школьников?
– Проверки эти добровольные. Но на месте родителей я бы от них не отказывался. Чем раньше будет выявлена проблема, тем больше шансов ее решить. Не хотите через школу – проверьте сами, но только не тест-полосками из аптеки, которые покажут употребление лишь четырех наркотических средств, а в диспансере. Там развернутые анализы. Иногда о появлении нового наркопрепарата мы узнаем именно от медиков.
– А вообще часто появляются новые наркотики?
– Постоянно. Это огромный бизнес. Наша задача играть на опережение. Успеем пресечь попадание запрещенных веществ к потребителям – спасем жизни. Ради этого и работаем.




