«Теплые полы» были всегда!
Археологи раскопали башню-бастион, сардобу для хранения питьевой воды, солдатскую баню, жилища военных и многое другое, что дает представление современнику о сооружении, которому больше 300 лет.




Раскопанные саратовскими археологами объекты сейчас хорошо видны сквозь сетку, которой огородили периметр, чтобы случайные прохожие-зеваки не упали в траншеи.
Журналистам «НР» представилась счастливая возможность прогуляться по раскопкам вместе с начальником отдела археологии ООО «Наследие», кандидатом исторических наук Владимиром Волковым.
Археологи – народ серьезный, их мало что может удивить. Наш провожатый водил гостей по раскопам с непроницаемым лицом. Мы же с моим коллегой, фотокором «НР» Анатолием Поздняковым, только и успевали охать и ахать. Кто мог представить, что под траншеями Малой Земли прячется целая крепость!

Перед нами – остатки фундамента большого округлого сооружения из камня. Владимир Волков говорит, что это сардоба – турецкая емкость для хранения питьевой воды. Вероятно, это самая первая постройка в крепости. Как без воды? Без нее – никак.
Мы видим желтый раствор, которым скреплены крупные камни, взятые с берега Цемесской бухты. Сардоба выглядит необычно и масштабно. Рядом располагается солдатская баня. Владимир Волков указывает на воздуховоды и «теплые полы», которые говорят о том, что здесь, вероятнее всего, мылись.


Башню нужно сохранить
Идем дальше. Перед нами восточная стена военной крепости. Крупные блоки песчаника перемежаются с камнями с берега бухты. Перед стеной был глубокий ров. По этому фрагменту каменной кладки понимаешь, как выглядела вся крепость. Какие колоссальные усилия были приложены, чтобы ее построить три века назад. Не менее восхитительная находка последних осенних недель – башня-бастион в юго-восточной части Суджук-Кале. Мы видим остатки фундамента, разрушенные взрывом, результаты последующих перестроек: в Великую Отечественную войну здесь базировалась немецкая артиллерия.
– Башня потрясающая, в Новороссийске, практически в центре города, нет подобного археологического объекта! Можно сделать небольшой навес и показывать современникам, – с восторгом оценил находку сотрудник Новороссийского исторического музея-заповедника, реставратор Игорь Кузин.


Кладка хорошо сохранилась, под ногами – мощение из черноморского голыша, плотно уложенного бочком.
Когда мы рассматривали башню, со мной заговорила женщина, которая прогуливалась вдоль рва, за ограждающей сеткой. Она представилась Ларисой Яшиной и рассказала, что переехала в Новороссийск на постоянное место жительства из Москвы.
– Я живу в Новороссийске уже двенадцать лет, потрясена тем, что археологи открыли такой исторический памятник, – говорит Лариса Яшина. – Эта крепость была передана Турцией России в 1810 году, а в 1838 году основан город Новороссийск. Это символично! Крепость видела основателей Новороссийска. К тому же это самая северная турецкая крепость, она крупнее Керченской. Не могу смириться с мыслью, что эту красоту закопают, и призываю сделать тут музей под открытым небом! – настаивает женщина.


С мнением прохожей, эмоционально защищающей находку, согласен и начальник отдела археологии Новороссийского исторического музея-заповедника Александр Шишлов. Он также в этот день посетил раскопки и заверил журналистов, что фрагмент крепости и башню оставят как часть комплекса под открытым небом.


– Находок вдоль южной стены сделано много, – комментирует Владимир Волков. – Это жилые комплексы, хозяйственные ямы с черепками керамики, костями животных, ядрами разного калибра, нашли мы даже ручную турецкую гранату и чугунные бомбы.
Где же вход в подземелье?
Задаю вопрос, прозвучавший от читателей «Новороссийского рабочего»: почему турецкую крепость XVIII века не исследовали раньше?




– Еще совсем недавно памятники нового времени археологией не считались, – отвечает археолог. – Объекты XVIII-XIX века, в том числе и памятники турецкого периода, никто не исследовал. В последние два десятилетия законодательная база значительно расширилась. Все, что старше 1925 года, стало считаться археологией.
Поэтому объект культурного наследия, крепость «Суджук-Кале», сейчас и исследуется. Напомним, что директор Новороссийского исторического музея-заповедника Сергей Веретенников недавно рассказывал «НР»:
– За раскопками, или, как я их называю, спасательными работами последуют рекультивационные работы и прокладка сетей – электрических, водоснабжения. Они прокладываются к Аллее боевой славы и к мемориальному объекту «Плачущий камень» комплекса «Малая Земля». После будет прокладка силового кабеля и монтаж световых опор для подсветки всей мемориальной зоны.


Самую главную интригу оставлю напоследок. Известный новороссийский археолог, друг редакции «НР», Александр Дмитриев признался журналисту, что он знал о турецкой крепости и все свое детство и юность провел на пустыре, разыскивая находки турецкого периода. А когда прокладывался проспект Ленина, строители рыли котлован и наткнулись на, предположительно, вход в подземелье! Его тоже видел археолог. Вход был засыпан. Современные археологи из ООО «Наследие», работая на охранных раскопках «Суджук-Кале», втайне мечтают найти вход в это подземелье. Ну что ж, будем ждать новых открытий, о которых мы обязательно расскажем нашим читателям.



В тему
Местные краеведы обратились в управление по сохранению объектов культурного наследия Краснодарского края с просьбой сохранить кусочек турецкого периода нашего города.
– Этот объект можно музеефицировать для дальнейшего показа. Если вопрос не поднять на государственный уровень, раскопанную часть снесут после фиксации находки, строение разберут. Нужно полностью исследовать всю башню, сделать закрытый навес и экспонировать как часть экспозиции. Так сделано в Анапе на городище Горгиппия, – пишут общественники в чате «Общественного контроля».




