Сегодня эта цифра достигла 220 человек.
Проблема адаптации этих детей крайне сложна.
И в этом процессе возникает немало острых вопросов.
Опоздал на три месяца
Закончилась первая четверть, а некоторые дети так и не переступили школьный порог.
О проблемах, связанных с адаптацией детей иностранцев, шел разговор на недавнем заседании Общественной палаты города.
— Тема работы с детьми иностранных граждан рассматривалась на краевых педагогических чтениях. За последнее время профильными Министерствами Российской Федерации и Краснодарского края был принят ряд нормативных документов, — пояснила заместитель председателя Общественной палаты Новороссийска Татьяна Митина. – Чтобы глубже изучить этот вопрос и посмотреть, как можно решить появившиеся проблемы, а также улучшить работу с детьми иностранцев и людей без гражданства, мы пригласили на заседание нашего совета заместителя начальника Управления образования Любовь Шипицину.
Корреспондент «НР» тоже побывала на этом заседании, где разгорелись горячие дебаты.



Любовь Викторовна рассказала, что в основном дети иностранцы приезжают со своими семьями из Армении, Таджикистана и Узбекистана.
— Сегодня в наших школах таких детей несколько больше, чем в прошлом году, — пояснила Любовь Викторовна. — Буквально до 1 апреля 2025 года прием на обучение этих детей фактически не отличался от приема детей, имеющих российское гражданство. Но с 1 апреля 2025 года законодательство изменилось.
Чтобы учиться в наших школах, дети иностранцев должны проходить тестирование на знание русского языка. Для этого в Новороссийске организовали три пункта проведения тестирования. Они находятся в школах №21 (Центральный и Южный районы), №28 (Приморский район) и №17 (Восточный район). Также созданы апелляционные комиссии.
Теперь внимание! Если ребенок не сдал тестирование, то следующую попытку он может сделать только через три месяца. Так трактуют нормативные документы.
Поползновения родителей оформить ребенка в другой пункт сдачи тестов и попытать счастья там, уже были. Но база данных едина, поэтому такие вещи не проходят.
А если не сдал?
Те, кто не сдали тестирование, оказались вне образовательного пространства.
Другой вопрос: как реально помочь ребенку подготовиться и успешно пройти тестирование? Тревожно, что дети (а возраст у школьников разный) остаются за скобками учебного заведения.
— Управлением образования, образовательными организациями уже подготовлены конкретные рекомендации по подготовке занятий и освоению русского языка. Речь идет как о наших муниципальных школах, так и о частных образовательных центрах. Но и там, и там занятия платные, — прозвучало на заседании.



Если ребенок прошел тестирование не с первого раза, то после зачисления его на обучение возникает еще одна серьезная проблема и для ребенка, и для педагогов: как «догнать» своих сверстников?
Родители могут получить помощь по изучению пропущенного учебного материала и на официальных образовательных платформах.
Ведь «подтягивать» детей придется не только по русскому языку. Для успешного освоения математики, физики и других предметов необходимо понимать, о чем речь, чтобы осмыслить условия задач.

— Что касается самого тестирования, то оно включает в себя устную и письменную части. Пройти испытание — довольно сложная задача для детей, которые не используют русский язык для общения в семье. К сожалению, не все родители это понимают, — рассказала Любовь Шипицина.
С мая по октябрь этого года из 26 детей, подавших заявки на тестирование, только 17 прошли его успешно.
Таким образом, 9 детей, которым предстоит повторное тестирование 17 декабря, в настоящее время не обучаются.
С каждым месяцем количество детей, желающих пройти тестирование, увеличивается.
Были случаи рассмотрения апелляций. Так родители одного из детей подали апелляцию, но она не привела к повышению балла, и ребенок также не прошел тестирование.
Члены Общественной палаты заинтересовались статусом иностранных семей. В основном у приезжих есть вид на жительство.
Как помочь?
Обсуждая этот вопрос, собравшиеся выдвинули идеи и предложения.

Члены Общественной палаты рекомендовали Управлению образования установить связь с миграционной службой с целью выявления у иностранных граждан детей дошкольного возраста и провести разъяснительную работу с родителями по организации и проведению тестирования.
Управлениям образования и внутренней политики привлечь национальные общества к вопросу работы с родителями иностранных семей, чтобы социализировать детей.




